Уже на протяжении пяти лет студенты Тюменского государственного университета посещают штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.
Когда люди слышат о том, что студенты Тюменского государственного университета посещают штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, встречаясь с дипломатами мирового уровня, и даже присутствовали на настоящем заседании Совета Безопасности ООН, – они в это просто не верят. А между тем студенты университета были в ООН чаще, чем студенты любого другого вуза. И это лишь одно из направлений Центра международного и межкультурного образования ТюмГУ.
В арсенале центра такие областные проекты, как Global Classroom («Международный урок»), конкурс творческих работ «Тюменский студент покоряет мир», Tyumen Greeter (подготовка волонтеров для международных мероприятий), площадка «Межкультурный диалог» на форуме «Актив», BooBoo (изучение иностранных языков). Центр международного и межкультурного образования ежегодно выступает в качестве организатора Тюменской модели ООН, где студенты из России и других стран собираются в ТюмГУ и в роли представителей различных государств предлагают молодежные решения насущных мировых проблем.
Мария Меринец: Как появился проект «Тюменская модель ООН»? Что изначально было его целью?
Павел Кузнецов: Тюменская модель ООН стартовала в феврале 2009 года. Существует известное выражение о том, что модель ООН существует дольше, чем сама ООН, так как она берет свое начало в модели Лиги Наций. Да и принцип моделирования широко используется в педагогике. Можно моделировать полет вертолета на авиасимуляторе, а можно – заседания ООН.
Спустя два года мы подумали, что кроме Нью-Йорка подобные поездки можно устраивать в отделения ООН в Вене и Женеве, поскольку там решаются несколько иные вопросы, такие как защита прав человека, развитие гуманитарных программ, разоружение
Мы ставили три достаточно конкретные цели. Во-первых, более глубоко ознакомить студентов с теми проблемами, которые стоят на повестке дня мирового сообщества, и помочь найти связь между этими проблемами и тем, что происходит на локальном уровне. Во-вторых, смоделировать обсуждение по пунктам повестки не в режиме открытой дискуссии, а в рамках правил процедуры, которые действуют в Организации Объединенных Наций. В-третьих, не только показать механизм работы ООН, но и, что важно, дать возможность каждому участнику-моделисту самому стать представителем другого государства. Интересно то, что позиция делегата на модели должна совпадать с позицией представляемого государства, даже если она противоречит мнению и убеждениям участника. Таким образом, «играя свою роль», участники приходят к пониманию того, почему точка зрения, например у США по сирийскому вопросу, именно такая и никакой иной быть не может.
Что же становится итогом всех обсуждений и соблюдений регламента, каков результат?
По итогам работы принимается резолюция, которая вместе с остальными документами отправляется в Информационный центр ООН в Москве. Важно понимать, что главной целью не является реальное решение проблем мирового масштаба. Ведь модель сама по себе – часть образовательного процесса. В принципе, ты можешь прийти на обычную лекцию, где все будет достаточно формально изложено преподавателем, но в голове отложится минимум. А приняв участие и в работе мо- дели, ты на практике понимаешь многие тонкости деятельности Организации Объединенных Наций. К тому же повышение осведомленности об ООН – задача важная, но не единственная. На этом примере студенты понимают, как принимаются коллективные решения в любой человеческой организации.
Когда вы поняли, что моделистам пора увидеть, как ООН функционирует на практике, а именно в штаб-квартире в Нью-Йорке?
Идея пришла от инициативной группы. На наших заседаниях ситуация развивается все-таки в рамках игры. В какой-то момент опытные участники захотели своими глазами посмотреть, как все работает. Однажды мы получили письмо из департамента общественной информации ООН с предложением организовать программу. Мой опыт участия в американской программе Фулбрайта позволил избежать больших трудностей в процессе организации.
Спустя два года мы подумали, что кроме Нью-Йорка подобные поездки можно устраивать в отделения ООН в Вене и Женеве, поскольку там решаются несколько иные вопросы, такие как защита прав человека, развитие гуманитарных программ, разоружение. И в этом ООН также поддержала нас.
Важно понимать, что цель таких поездок для студентов – профориентационная, так как, находясь внутри всей системы, участник программы может понять, какое место он хотел бы в ней занимать и нужно ли ему это в принципе.
Каждый из более чем сотни посетивших ООН в Нью-Йорке или Женеве тюменских студентов заводит невероятное количество контактов, в том числе с дипломатами мирового уровня. Может задать любому из них вопрос, который его интересует, пообщаться. Чего стоят наши встречи, например с Виталием Чуркиным, постоянным представителем России при ООН, имеющим огромный политический опыт. А один из наших студентов умудрился даже лично сфотографироваться с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном в зале Генеральной Ассамблеи ООН.
Каждый участник-моделист может сам стать представителем другого государства. Интересно то, что позиция делегата на модели должна совпадать с позицией представляемого государства, даже если она противоречит мнению и убеждениям участника
А как сами дипломаты и работники ООН относятся к встречам со студентами и участию в этих образовательных программах?
Интерес отдельного спикера зависит от возраста и от места, занимаемого в структуре ООН. Те работники, которые, исходя из особенностей своей должности, обязаны много коммуницировать с обществом, охотнее идут на встречи со студентами. И конечно, нельзя забывать о дипломатах и работниках, владеющих русским языком, потому что для них это становится лишним поводом либо поговорить на родном языке, либо (для иностранных спикеров) просто попрактиковаться, воспользовавшись ситуацией.
По итогам пятилетней работы программы можно оценить, насколько вырос интерес к ней среди студентов?
Если говорить о цифрах, то на участие в программе в этом году было подано рекордное количество заявок: более 80. Несмотря на последние события, ООН остается единственной платформой, где голос каждой страны может быть услышан. И не теряет актуальности высказывание Уинстона Черчилля о том, что ООН создали не для того, чтобы помочь нам попасть на небо, а для того, чтобы спасти нас от ада. Конечно, не может не радовать и то, что участие в программе хотят принять все больше студентов не только с направления «Международные отношения». Ведь ООН – организация универсальная, в ней найдется применение человеку почти любой профессии. Важно то, что интерес у студентов к другим культурам увеличивается. Они понимают, что можно жить в провинции, но не чувствовать себя зажатым географическими границами и ощущать себя гражданином мира, как бы ни была избита эта фраза. Сегодня я вижу, что за границу уезжает все меньше и меньше наших граждан. А те из них, которые покинули Россию в 1990-х годах, постепенно возвращаются. В нашей стране сейчас не меньше возможностей, чем в любой другой стране мира. А при наличии таланта – даже больше!
текст Валерий Гут, Мария Меринец
специально для utmn