Есть города, которым просто везет. Из-под земли вдруг начинает бить нефть.
CNN
Европа станет площадкой для собственных Олимпийских игр в 2015 году. Столица Азербайджана – Баку проведет первые Европейские Олимпийские игры по 15 видам спорта весной или ранним летом.
CNN
Расположенная на полуострове, выступающем из Каспийского моря, столица Азербайджана – Баку – самый большой город на территории Кавказа, который может также похвастать самым большим портом. Бакинские Нефтяные Камни – первые в мире морские скважины, пробуренные в 1949 году, – продолжают усиливаться новыми вышками. Но Баку – это не только нефть и торговля. Древний внутренний город внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а путеводитель «Лоунли Планет» в 2009 году включил Баку в ТОП-10 мировых мест для посещения в номинации «Городская ночная жизнь».
CNN
Оказавшись в Баку, первое, что я отметил после самого высокого в мире флагштока, – это нефтяные вышки в Каспийском море, заметные из западных отелей, возвышающихся вдоль побережья. Страна восьми миллионов человек выигрывает потому, что рано начала нефтяную игру – в 1846 году она пробурила первую в мире нефтяную скважину.
TheTimes
На сегодняшний день сцены Азербайджана считаются самыми дорогими и экстравагантными в истории финала «Евровидения».
TheNewYorkTimes
Большие роскошные отели и возвышающиеся дома, многие из которых еще строятся, плотно заняли побережье. В магазине, где продается около 250 брендов, расположенном рядом с дилерским центром Bentley, вы можете легко представить себя в Париже в шикарном магазине Colette.
InternationalBusinessTimes
Азербайджан планирует построить высочайшее здание на планете высотой 1050 метров. Башня «Азербайджан» будет окружена множеством искусственных островов и гоночным треком «Формулы-1».
TheAtlanticCities
Башня «Азербайджан» станет центральным сооружением искусственных островов «Хазар», которые займут два гектара Каспийского моря. Планируется, что плавучая метрополия сможет разместить 1 млн человек в небоскребах в 25 и 60 этажей, а также 150 школ и 50 медицинских центров, множество парков, университетских комплексов, культурных и торговых центров.
TheGuardian
Если Энгельберт Хампердинк (британский певец, представлявший Великобританию на конкурсе песни «Евровидение-2012» в Баку. – Прим. ред.) почувствует ностальгию в необычной для него обстановке азербайджанской столицы, он сможет просто поймать такси: Баку создал атмосферу улиц Лондона, закупив 1000 кебов накануне «Евровидения».
Как начиналась нефть
Главная причина, по которой Баку известен за пределами СНГ, – это нефть.
Венецианский купец Марко Поло, путешествовавший в конце XIII века по Черному и Каспийскому морям, в своих очерках писал, что нефть вывозилась из Баку в окрестные местности на верблюдах.
По некоторым сведениям, в 1846 году, намного раньше, чем полковник Эдвин Дрейк в Пенсильвании, бакинский горный инженер Василий Семёнов пробурил первую в мире нефтяную скважину в поселке Биби-Эйбат близ Баку. Это и есть точка отсчета промышленной добычи нефти в Азербайджане и во всем мире. Правда, разрешение на бурение нефтяных скважин поступило «сверху» лишь в 1868-м.
Скоро произошли изменения и в области нефтяного законодательства. Откупная система была отменена; нефтяной промысел объявлен свободным; основной продукт нефти – керосин – стал облагаться акцизом, а нефтяные участки передаваться в частные руки с публичных торгов. Так в Баку наступила эпоха нефтяного бума.
Столица Азербайджана, бывшего в то время частью Российской империи, в один момент превратилась в центр притока иностранного капитала. В 1879 году братья Нобели основали здесь акционерное общество «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Вскоре оно стало одной из крупнейших нефтепромышленных компаний мира. В 1880-е Баку заинтересовались французы. Парижский банкир Ротшильд в 1888 году развернул здесь широкую деятельность, оказавшись во главе Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества. К 1890 году он уже контролировал 42% экспорта бакинской нефти. Ну а британский капитал появился в Баку в 1890-е, когда несколько финансовых магнатов во главе с Джеймсом Вишау основали здесь три фирмы. Всего с 1874 по 1899 год было создано 29 акционерных обществ с участием иностранного капитала.
Меньше чем за два десятка лет (к 1901 году) бакинская нефтяная промышленность достигла объема добычи в 50% от уровня общемировой. Она продолжала развиваться быстрыми темпами, в результате чего к 1913 году в окрестностях Баку было пробурено уже около 3500 скважин. Кроме того, постоянно росло число нефтеперегонных заводов. Первый из них был построен в 1859 году, а к 1867-му их насчитывалось уже 15.
Вскоре в России появились лампы, приспособленные для русского керосина, который отличается от американского. Использовать нефтяные остатки после выделения керосина для получения смазочных масел впервые предложил самый известный химик в истории человечества – тобольчанин Дмитрий Менделеев. В своей статье «Что делать с бакинской нефтью?» он подробно изложил метод получения осветительного масла, названного им «бакуойл».
Затем, в 1878-м, впервые в Российской империи был построен нефтепровод, связывающий нефтепромыслы в Балаханах с нефтеперегонным заводом в Баку. Его длина составляла 12 км, а диаметр трубы – 75 мм. К концу 1898 года общая протяженность нефтепроводов бакинских промыслов достигла 230 км.
Основным же способом транспортировки оставались корабли. Первое в мире нефтеналивное судно «Зороастр» построил Людвиг Нобель в 1877 году. К концу XIX века «Бр. Нобель» и «Каспийско-Черноморское общество» Ротшильда сосредоточили в своих руках до 70% всей нефтяной торговли в России.
В это время азербайджанская нефть свободно конкурировала с американской и даже вытеснила ее с европейских и азиатских рынков.
Испытание на прочность
Когда нефтяная промышленность Азербайджана достигла наивысшей точки своего развития, случился мировой экономический кризис 1900–1903 годов. Приток иностранного капитала в Баку резко сократился. Политические события в начале XX века (Русско-японская война и выступления народных масс в 1905–1907 годах) усугубили упадок нефтяной индустрии. Но позиции зарубежных магнатов продолжали оставаться весьма сильными.
Укрепив свое положение в Баку, иностранные фирмы старались контролировать разработки и в других нефтяных районах Российской империи: в Грозненском, Урало-Эмбенском, на Северном Кавказе, островах Каспия (Челекен), в Средней Азии (Фергана) и других. Суммарный иностранный капитал, вложенный в бакинское нефтяное дело к 1917 году, составлял 111 млн рублей.
В 1901 году в связи с тем, что на дне Биби-Эйбатской бухты было обнаружено большое месторождение нефти, приняли решение ее высушить. По специальному проекту строители изготовили 23 судна для осушки, и в результате к 1918 году осушили 193 га площади бухты, а в 1927-м – уже 300 га. По уровню сложности гидротехнических работ это было второе в мире предприятие после строительства Панамского канала.
Согласно декрету Бакинского Совета народных комиссаров от 1 июня 1918 года нефтяная промышленность, а также Каспийский торговый флот были национализированы. Всего в Баку в государственную собственность перешли около 400 частных нефтяных фирм. Большевиками за четыре месяца 1918 года было вывезено в Россию 1,3 млн тонн нефти без какой бы то ни было компенсации. Когда в 1918 году к власти пришло правительство, сформированное из представителей мусульманской демократической партии «Мусават» (от араб. «равенство»), процесс национализации был свернут (указ от 6 октября 1918 года) и все отнятое имущество возвращено прежним владельцам. Однако чрезвычайная важность бакинской нефти для Советской России предопределила захват Баку в апреле 1920 года частями Красной Армии. В результате правительство Азербайджанской Демократической Республики, просуществовавшее почти два года, было свержено, и установилась советская власть. Нефтяная промышленность снова была национализирована, и на этот раз полностью.
Советское правительство, прекрасно осознавая значение азербайджанской нефти, активно проводило мероприятия по восстановлению и развитию нефтяной промышленности. В результате выполненных в 1920–30-е годы работ, в 1940 году объем добываемой нефти в Азербайджане составлял 22,2 млн тонн, а это 71,5% всей нефтедобычи в СССР.
В 1941 году, в начале Великой Отечественной, понимая возросшие потребности государства в нефти, бакинские нефтяники достигли беспрецедентного за все время уровня добычи – 23,5 млн тонн. Побить этот рекорд удалось только в XXI веке.
Нефтяные Камни
При приближении к Баку немецких войск Гитлером даже была назначена дата захвата города – 25 сентября 1942 года. В этих условиях началась подготовка к эвакуации. К осени 1942-го были заглушены и подготовлены к уничтожению 764 скважины, а 81 комплект бурильного оборудования вместе с персоналом переправлен в Туркменистан. Вместе с тем Баку обеспечивал фронт нефтью, восстанавливая и эксплуатируя старые скважины. Учитывая, что немцы блокировали традиционные пути транспортировки, было решено вывозить «черное золото» через Среднюю Азию. Впервые в мировой практике железнодорожные цистерны с нефтью буксировались на плаву по морю из Баку в Красноводск. По решению Государственного комитета обороны в октябре 1942 года из столицы Азербайджана было эвакуировано около 11 тысяч специалистов и большое количество нефтяного оборудования в Татарстан, Башкирию, где и развернулась добыча нефти. Впоследствии эти места окрестили «вторым Баку».
В конце 1940-х началось строительство Нефтяных Камней. 14 ноября 1948 года на группу скал Гара Дашлар («Черные камни») в открытом море, в 42 км к юго-востоку от Апшеронского полуострова, был высажен первый «десант» нефтяников. Его возглавлял Николай Байбаков (с декабря 1948 по май 1955 года – первый министр нефтяной промышленности СССР). В составе десанта были Сабит Оруджев и автор идеи о том, что в море есть нефть, геолог Агакурбан Алиев. После завершения строительства домика на сваях и электростанции, 24 июня 1949 года приступили к бурению первой скважины, а 7 ноября 1949-го она на глубине 1100 метров зафонтанировала нефтью с суточным дебитом 100 тонн. Кстати, эта скважина занесена в Книгу рекордов Гиннесса как старейшая морская нефтяная платформа.
В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая соединила искусственные острова. Были случаи, когда длина эстакад, связывающих бесчисленные площадки, превышала 300 км. В открытом море в 110 км от Баку были построены электростанции, пяти- и даже девятиэтажные здания общежитий, больницы, дома культуры, хлебозавод, лимонадный цех, а также разбит парк.
В результате в 1964–1968 годах нефтедобыча поднялась на стабильный уровень и составила около 21 млн тонн в год.
С 1969 по 1985 год количество добываемой Азербайджаном нефти неуклонно снижалось и в итоге остановилось на отметке 13 млн тонн в год. Причины падения – истощение месторождений на суше и высокая себестоимость нефти, добываемой на море.
В то же время крупные залежи «черного золота» были обнаружены в других регионах Советского Союза – в частности, в Казахстане и Западной Сибири. При Викторе Муравленко, руководителе крупнейшего в нефтяной промышленности СССР объединения «Главтюменнефтегаз», именно Тюменскую землю начали называть «третьим Баку».
«Третий Баку»
Такое наименование регион получил во многом еще и благодаря вкладу азербайджанцев в развитие Западной Сибири как нефтеносного района. Одним из первооткрывателей нефти в Сибири был Фарман Салманов. В августе 1957 года он самовольно увел свою геологическую партию в Сургут, уверенный в том, что там есть нефть. Позднее вспоминал: «21 марта 1961 года, на мой любимый азербайджанский праздник Новрузбайрам, первая скважина в районе селения Мегион дала фонтан нефти. Я прыгал и кричал: “Мы победили!”» Всем своим оппонентам Салманов отправил письма одного содержания: «Уважаемый товарищ, в Мегионе на скважине № 1 с глубины 2180 метров получен фонтан нефти. Ясно? С уважением, Фарман Салманов». После того как и из второй скважины в районе ханты-мансийского Усть-Балыка забил фонтан, Салманов отправил начальству радиограмму: «Скважина лупит по всем правилам», а Никите Хрущёву – телеграмму: «Я нашел нефть. Вот так, Салманов».
Все эти факторы привели к уменьшению доли Азербайджана в общей нефтедобыче СССР (в 1950 году – 39,1%, в 1960-м – 12%, в 1970–1980-е – с 5,7 до 2,4%). В итоге Москва перестала уделять должное внимание нефтяной промышленности Азербайджана.
Однако за этот период были сданы в эксплуатацию несколько крупных морских нефтегазовых месторождений на Каспийском шельфе, построены нефтеперегонные и машиностроительные заводы. В 1971 году в республике торжественно отмечали добычу первого миллиарда тонн нефти с начала промышленной разработки. А в 1981-м было добыто рекордное количество газа – 15 млрд м3.
Очередное замедление темпов нефтедобычи началось с 1990 года. Основные причины этого – общий спад экономики СССР в 1980-х годах и нарушение экономических связей между государствами бывшего Советского Союза после обретения независимости.
Рельсы рынка
С развалом СССР добычей нефти и газа в независимом Азербайджане стал заниматься промышленный комплекс «Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики» (ГНКАР) с полным производственным циклом: от буровой до потребителя.
Основной акцент азербайджанское правительство сделало на привлечение иностранного капитала под реализацию проектов разведки и разработки крупнейших новых месторождений и перспективных структур. В январе 1991 года был объявлен тендер на освоение месторождений, открытых еще в 1980-х. После продолжительных переговоров 20 сентября 1994 года в Баку подписали первый контракт, названный «контрактом века», с иностранными нефтяными компаниями по разработке месторождений Гюнешли, Чираг и Азери. Для его реализации в начале 1995 года ГНКАР и десять иностранных нефтяных компаний создали Азербайджанскую международную операционную компанию – АМОК. В 1999 году ее сменила BP.
Для обеспечения ежегодного экспорта порядка 50 млн тонн азербайджанской, а также транзитной восточно-каспийской нефти построили основной экспортный трубопровод (ОЭТ) по маршруту Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Общая протяженность БТД составила 1767 км.
Объем добычи нефти в Азербайджане за десять лет, с 1997 по 2007 год, увеличился с 8,9 млн до 41,7 млн тонн. Быстро росла и газодобыча, благодаря чему страна перешла из числа нетто-импортеров газа в его нетто-экспортеры.
В 2008 году, к моменту падения цен на нефть на мировых рынках, Азербайджанская Республика добилась значительных успехов в экономическом развитии. В 2012 году объем добычи нефти в Азербайджане составил 43,9 млн тонн, газа – 27,9 млрд м3.
«По нашим прогнозам, в 2020 году экспорт газа из страны составит 25 млрд м3в год, в 2025 году – 40 млрд», – заявил в конце прошлого года президент ГНКАР (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев.
Вот уже более ста лет добыча нефти остается в Азербайджане локомотивом экономического роста. Несмотря на все попытки диверсификации, нефтяной сектор в последние годы только усилил свою ведущую роль в экономике страны.
Жемчужина Каспия
Сказать, что Баку удивляет своей архитектурой и памятниками истории, значит не сказать ничего. Столица современного Азербайджана с точностью пластического хирурга оставляет самое главное, избавляясь от лишнего, случайного, и привносит новые, но столь же характерные, черты.
Внутренний город
Древний Баку вырос на холме, расположенном близко к морю. Начиная с XII века по всему периметру города стали появляться крепостные стены, которые выходили и в море, образуя удобную гавань. Эта территория старого города именуется сейчас Ичери Шехер (в переводе с азер. «внутренний город»). Располагается она в центре современного Баку. Ичери Шехер – уникальный памятник градостроительного искусства, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здесь нет садов, и дворы чрезвычайно малы. Плотная застройка имеет весьма запутанную сеть улиц, множество узких переулков, тупиков. Побывавший в середине XIX века в Баку русский исследователь и путешественник Илья Березин так описывал улицы бакинской крепости: «Они до того узки и перепутаны, что, прожив в Баку месяц, я не знал, входя в какую-либо улицу, выйду ли из нее».
Наиболее древней «освоенной» территорией бакинской крепости была ее прибрежная часть, где сохранились самые ранние памятники: минарет мечети Мухаммеда ибн Абу Бакра (1078) и башня Гыз галасы (в переводе с азер. «девичья башня»). В XV веке на вершине холма был построен уникальный памятник азербайджанского зодчества – комплекс дворца Ширваншахов. В XVII–XVIII веках начала развиваться торговая магистраль города, которая соединила Шемахинские ворота с прибрежной частью города, а также два базара – Юхары, где размещались ряды ювелиров и крупных торговцев, и Ашагы, на котором находились лавки бакалейщиков и мастерские мелких ремесленников. На улице, сегодня именуемой Большой Крепостной, кроме базаров располагалось несколько караван-сараев, мечетей, бань.
Перенос уездного центра в Баку в 1859 году, а также бурно развивающаяся нефтепромышленность обусловили стремительный рост города, за короткий период превратив его в один из крупнейших населенных пунктов России. Еще в начале XIX века умещавшийся в крепостных стенах на территории всего 22 га, он начал занимать все свободные земли «внешнего города». В период с 1806 по 1881 год площадь Баку увеличилась до 1300 га. Столь же стремительно умножалось население, превзошедшее по темпам прироста все европейские города и даже Нью-Йорк.
Именно в Ичери Шехер сегодня наиболее сильно ощущается неповторимая колоритность и самобытность Баку. Неслучайно советские режиссеры использовали внутренний город в качестве съемочной площадки сцен культовых фильмов «Тегеран-43», «Человек-амфибия» и, конечно же, «Бриллиантовая рука». Атмосфера Баку могла с легкостью заменить в кадре и Стамбул – «город контрастов» из «Бриллиантовой руки», и столицу Ирана в «Тегеране-43», и даже Латинскую Америку в «Человеке-амфибии».
Девичья башня
Один из самых величественных и таинственных памятников Баку – Гыз Галасы (Девичья башня), возвышающаяся в юго-восточной части крепости Ичери Шехер. Окутанное легендами, это уникальное сооружение азербайджанского зодчества не имеет аналогов на Востоке. Башня построена на выступе береговой скалы и представляет собой выложенный из местного серого известняка цилиндр высотой 28 метров и диаметром 16,5 метра. С восточной стороны к башне примыкает выступ, назначение которого до сих пор не ясно. Внутреннее пространство башни расчленено на восемь ярусов. Свет проникает через узенькие оконные проемы, напоминающие бойницы. Сообщение между ярусами осуществлялось с помощью винтовой каменной лестницы, проложенной в толще стены, в которую вмурованы и гончарная труба, и колодец глубиной 21 метр, пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса.
По одной из версий, первоначально башня строилась как храм огня (слово «гала» – «башня» имеет в азербайджанском языке еще и значение «разводить огонь»). Еще одним фактом, подтверждающим культовый характер постройки, служит то, что именно в день зимнего равноденствия, почитаемый многими древними верованиями, лучи солнца при восходе проникают точно в центральное окно Девичьей башни, а затем по определенной траектории – во все расположенные выше окна. Таким образом, башня была связана с культом солнца, что нашло отражение при ее проектировании. С распространением ислама древние культы были преданы забвению.
В XII веке эта величественная башня вошла в оборонительную систему Баку и стала цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. В XVIII–XIX веках она использовалась как маяк.
Башня неоднократно реставрировалась – в средние века, в середине XIX века русским военным ведомством, а последний раз – в 1960-х годах. К сожалению, в ходе ремонтных работ были изменены некоторые элементы сооружения, и теперь о точном первоначальном облике Гыз Галасы приходится лишь догадываться.
В 1964 году Девичья башня стала музеем, а с 2000 года включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
NewBaku
Баку часто ругают за подражательство, попытку угнаться за другими. Но город назло всем завистникам хорошеет, не теряя при этом своей аутентичности. Чтобы убедиться в этом, даже не нужно сравнивать его с Баку двадцатилетней давности – все очевидно. Город растет, благоустраивается – расцветает. Уютные зеленые бульвары, отреставрированные фасады зданий, сохранившие свой стиль, аполитичные памятники и сама атмосфера Баку создают полное ощущение присутствия в старой Европе. Но, приглядевшись, можно заметить и восточные мотивы архитектурных решений, и арабскую вязь, и мусульманские полумесяцы, и христианские кресты, и звезды Давида. Баку – полиэтничен, поликультурен, полифункционален. И этому есть исторические предпосылки. Часть баснословных доходов, получаемых от эксплуатации бакинских нефтяных промыслов на рубеже XIX и XX веков, вкладывалась нефтепромышленниками в строительство особняков, благоустройство города. Использовавшиеся при строительстве зданий стили и приемы были самыми разнообразными и зачастую зависели не от профессионализма архитекторов, а от прихоти заказчика. Так в Баку появляются сооружения в духе неоренессанса, неоготики, необарокко, классицизма, модерна, ампира. Несмотря на разностилье возводимых в тот период зданий, их объединяли высокое качество строительных работ, верно найденный масштаб сооружений, исполнение в белом камне и великолепная прорисовка деталей. Благодаря труду и таланту зодчих и строителей Баку обретает оригинальный и неповторимый облик, заслуженно снискавший ему славу «Парижа Востока».
Самый-самый
Главными эпитетами, которым характеризуется современный Баку, все чаще становятся слова «самый» и «единственный». Самое высокое здание в мире, единственный трек «Формулы-1» на искусственном острове, самый высокий флагшток, самый длинный бульвар, самый…
В ближайшем будущем 163-этажному небоскребу Бурдж Халифа высотой 828 метров придется потесниться на пьедестале «самого высокого небоскреба в мире». Власти Азербайджана объявили о старте грандиозного проекта по строительству футуристического города Khazar Island, изюминкой которого станет высочайший в мире небоскреб Azerbaijan Tower. Его предполагаемая высота – 1050 метров! Если эти планы воплотятся в реальность, то Башня Азербайджана будет на 50 метров выше, чем строящийся в Саудовской Аравии небоскреб Kingdom Tower.
«Никто в свое время не верил в планы Эмиратов построить город в пустыне, – отметил Ибрагим Ибрагимов, президент концерна Avesta, ведущего строительство Khazar Island. –Все смеялись, говорили, что это пустая трата денег. Сегодня Дубай –очень богатый город и отличное место для вложения инвестиций. Я хочу всех заверить –Азербайджан еще лучше!»
Вокруг 189-этажной башни раскинется современный мегаполис, рассчитанный на 1 млн жителей. На 41 искусственном острове общей площадью 3000 га разместятся жилые здания, школы, больницы, отели, детские сады, торговые, деловые и культурные центры, парки, яхт-клуб, университетский городок, аэропорт, ипподром, площадки для гольфа и тенниса, самый длинный в мире бульвар.
По предварительным оценкам, Azerbaijan Tower, на возведение которой потратят 2 млрд долларов, будет построена к 2019 году, а полная реализация проекта Khazar Island займет 25 лет и будет стоить больше 100 млрд. На сегодняшний день в строительство вложили более 1,2 млрд долларов инвестиций, осушили 300 га морского дна, строят 12 зданий, а 2014 году уже начнется заселение.
Будут те, кто в очередной раз скажет, что это всего лишь амбиции и реклама, попытка прославиться на весь мир. Но это еще и желание попробовать сделать лучше!
Автор: Вячеслав Зуенок