Юлия Денеко, консультант по созданию несокрушимой репутации и расширению бизнеса, о важности работы над репутацией
Позвольте мне задать вам вопрос: Какие образы, ассоциации или мысли приходят вам на ум, когда вы слышите фразу: «Сделано в Германии»? А что вам приходит на ум, когда вы слышите фразу: «Сделано в Китае»?
Уверена, что в первом случае у вас возникли ассоциации с чем-то надежным, долговечным, качественным, надежным, тем, чему можно доверять. А во втором случае в уме появились картинки из разряда ожидание-реальность.
Репутация компании – это не просто узнаваемость бренда компании или человека. Репутация – это уровень доверия. Это, то насколько безоговорочно вам доверяют окружающие: ваши клиенты, сотрудники, контролирующие органы, партнеры, кредиторы, в конце концов родственники. Репутация – это не то, как вы пытаетесь выглядеть, следуя модным нынче советам о продвижении личного бренда. Репутация – это то, что вы собой реально представляете.
Работа над репутацией – это деятельность не спонтанная, а целенаправленная, она поддается определенным правилам
Давайте посмотрим на эту тему с разных ракурсов. Проведу аналогию с виноградом. На виноград можно посмотреть с разных точек зрения, и увидеть в нем много разных свойств. Например, с точки зрения, человека, который очень любит есть виноград – это вкусная ягода; с точки зрения винодела – это прекрасное сырье для вина и уксуса; для производителя масла из виноградных косточек – это идеальное сырье для масла; для сына виноградаря, который хочет гулять, а его заставляют окучивать и собирать урожай – это вещь которая лишает его детства, для любителей сыра – это прекрасное дополнение к сырной тарелке, и так далее.
Также и репутацию необходимо рассматривать с разных точек зрения. Этими точками зрения будут разные целевые аудитории. Ваши клиенты будут смотреть на вас с точки зрения, можно ли вам доверять и действительно ли ваша услуга или товар будут именно тем, что они ожидают получить. Налоговые органы будут смотреть на вас с точки зрения можно ли доверять вам как налогоплательщику, можно ли доверять вашим документам и правильности подсчета налогов. Сотрудники будут смотреть на вас с точки зрения надежности длительного существования компании, могут ли они расти развиваться и гордиться собой, работая у вас. Банки на вас будут смотреть, с точки зрения ваших доходов, длительности вашего существования на рынке, динамику развития и увеличения финансовых потоков. Этот список можно продолжать и углубляться, но общий знаменатель всего этого – ваша репутация и ваша ценность для всех этих групп, и в каждой группе на вас будут смотреть исходя из их разных потребностей, а также их собственных ценностей.
Репутация – это не то, что мы говорим, репутация – это то что мы делаем. Она создается действиями, а не словами
Очень часто мы на столько зациклены на установлении репутации для какой-то одной из этих групп (в основном клиентов), что не замечаем существования и важности работы с остальными. К примеру, мы из кожи вон лезем, чтобы выглядеть изумительно в глазах наших клиентов и покупателей, мы проявляем чудеса изобретательности в клиенториентированности. Организовываем для клиентов «танцы с бубнами» но при этом забываем об остальных целевых группах с которыми нужно так же целенаправленно выстраивать репутацию и создавать их положительное мнение о себе.
Для того, чтобы построить репутацию в различных целевых группах (целевых аудиториях) для начала нужно правильно их определить.
Работа над репутацией – это деятельность не спонтанная, а целенаправленная, она поддается определенным правилам, и если мы не будем целенаправленно ее выстраивать, она выйдет из под нашего контроля, и последствия будут непредсказуемыми.
У каждой компании бывают следующие целевые аудитории, которым необходимо уделять внимание, перечислю основные: Клиенты (можно также их разделить еще и на виды клиентов), сотрудники, поставщики, подрядчики, проверяющие органы, административные органы, налоговые органы, арендодатели, конкуренты, банки, профессиональные общественные организации и многие другие.
Зачем же нужно работать над созданием репутации в этих группах? Да за тем, чтобы лучшие и самые продуктивные сотрудники хотели у вас работать, затем, чтобы клиенты хотели у вас покупать и рекомендовать всем своим знакомых покупать только у вас, чтобы налоговые вас не штрафовали, а выдавали вам благодарственные письма, чтобы банки охотно помогали вам с финансированием в случае экстренных ситуаций, и чтобы ваши поставщики поставляли вам сырье с отсрочкой платежа, чтобы административные органы хотели вас поддерживать и помогать.
1. Понять, кто именно составляет нашу аудиторию, и какие у них ценности и потребности по отношению к нам.
2. Уметь посмотреть на свою компанию со стороны, как бы посмотреть глазами тех людей, которые составляют эту целевую группу, и увидеть, что именно нам нужно изменить чтобы соответствовать их ожиданиям.
3. Репутация – это не то, что мы говорим, репутация – это то что мы делаем. Она создается действиями, а не словами.
Рассмотрим это на примере того, как создать репутацию в глазах целевой аудитории – сотрудники.
Конечно же каждый руководитель желает, чтобы в его компании работали самоотверженные, высококвалифицированные, самостоятельные и эффективные сотрудники, которые четко знают, что они должны делать, которые будут приносить решения проблем, а не переваливать проблемы на руководителя, которые готовы без обеда и выходных отстаивать интересы компании, благодаря которым компания растет и кратно увеличивается, которые способны сами себе ставить задачи, которые экономят и преумножают деньги компании, которым можно безоговорочно доверить финансы и знать, что они честны, на которых можно оставить бизнес и спокойно уехать в отпуск, и не бояться, что он развалится в отсутствие руководителя, которые поддерживают высокий уровень дисциплины, этики, ответственности и счастливы, от того что работают в вашей компании…
Если вы хотите именно таких сотрудников, то вам нужно понимать, что эти люди также предъявляют требования к тем компаниям, в которые они готовы пойти работать.
Поэтому вам нужно понимать, что такие люди не пойдут работать в абы какую компанию.
Они пойдут только в ту компанию, где они смогут гордиться тем, что они делают, каких результатов они достигают, и с гордостью будут говорить окружающим, что они работают именно в такой компании. Такие специалисты как описаны выше, большое внимание уделяют не только материальной составляющей, им очень важно моральное удовольствием и удовлетворение от хорошо выполненной ими полезной работы. И абсолютно не обязательно чтобы у вас была мультинациональная корпорация, у вас может быть и небольшая компания состоящая из трех человек, но ваш сотрудник должен гордиться, что он работает именно у вас, и это можно создать только с помощью репутации. Невозможно надолго мотивировать сотрудников корпоративами и подарками, хороших сотрудников можно мотивировать только гордостью за проделанную работу, и чем дольше сотрудник может гордиться своими результатами, тем дольше он будет желать быть с вами в одной команде.
Железная репутация многократно увеличивает долговечность компании и ее доход
1. Отношение к сотрудникам, должно быть как к соратникам, а не слугам. Часто работодатели забывают, что нужно «держать лицо» не только перед клиентами, но и перед сотрудниками, они могут быть очень милыми и заботливыми перед клиентами, но проявлять верх самодурства и безразличия к сотрудникам.
2. Ценить и хвалить сотрудников больше прилюдно, если нужно скорректировать (именно скорректировать, а не вываливать бурю своего негодования), то делать это индивидуально, с четким указанием, что именно нужно изменить.
3. Демонстрировать им их важность и ценность для компании, для коллектива, показывать, что их рады видеть, их ждут, их ценят.
4. Сотрудник должен чувствовать, что он идет на работу как на праздник, что его деятельность вносит вклад в большое общее дело.
Представьте, что вы идеальный сотрудник, который пришел наниматься к вам на работу, или вы сотрудник который уже работает у вас в коллективе, и посмотрите на свою компанию и ответьте себе максимально честно – захотели ли бы вы отдать все свои силы для работы в этой компании до самой пенсии? Если ответ ДА, то у вас все идеально, и самые идеальные сотрудники уже стоят в очередь и хотят у вас работать, если ответ НЕТ, то вам нужно поработать и что-то скорректировать в соответствии с вышеуказанными пунктами.
5. Целью деятельности компании должно быть улучшение и польза обществу, а не желание потуже набить карман собственника. Ни один сотрудник не просыпается с идеей: «Сегодня я сделаю моего руководителя богаче на миллион рублей, пусть купит своей жене новую соболиную шубу!». Такие сотрудники, как мы описали выше, просыпаются с мыслью: «А что еще ценного и полезного этому миру я могу сегодня сделать?». И если ваша репутация такая, что этот человек понимает, что с вами он может изменить мир – то он ваш навеки.
6. Иметь очень четкие правила и дисциплинарные меры, а также меры поощрения, которые прозрачны и понятны, и применяются к каждому независимо от его ранга и приближенности к руководству. Уровень справедливости и доверия должны быть на высоком уровне.
7. С момента приема на работу, сотрудник должен увидеть, что коллектив дружный, слаженный, что его здесь ждут и ему тут будут рады, и не будут судачить о нем за его спиной.
8. Идеальные сотрудники будут работать только там, где их не заставляют обманывать. К сожалению многие работодатели уже настолько оправдали свой обман, что не понимают, что заставляют своих сотрудников обманывать клиентов, налоговую, контролирующие органы, друг друга.
Все приведенное выше, можно применить к любой целевой аудитории, которая у вас имеется, и вы увидите, где спрятаны ваши неиспользованные резервы. Ведь железная репутация многократно увеличивает долговечность компании и ее доход. Представьте если в вашей компании работают только самые эффективные и ответственные сотрудники, только самые желанные клиенты долговечно покупают ваши услуги, административные органы гордятся, что вы такие есть и всячески вам содействуют! Именно такого развития вам и желаю! И пусть ваша репутация будет несокрушимой!
Юлия Денеко,
Ваш консультант по созданию несокрушимой репутации и расширению бизнеса.