Преподаватель ТюмГУ Елена Тарханова о победе в грантовом конкурсе и об уникальной дисциплине для магистратуры
ЕЛЕНА ТАРХАНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов ТюмГУ.
В 1996 году окончила ТюмГУ, специальность «Финансы и кредит» (квалификация «экономист»). С 1996 года по настоящее время прошла путь от ассистента до доцента ТюмГУ.
В 2001 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата наук по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит» в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.
В 2002 году стала победителем гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина.
В 2004 году присвоено ученое звание доцента по кафедре банковского и страхового дела.
В 2018 году победила в конкурсе «Золотые имена Высшей школы».
В 2020 году победила в грантовом конкурсе Стипендиальной программы Владимира Потанина для преподавателей магистратуры в номинации «Разработка нового образовательного продукта» по дисциплине «Зеленая экономика в цифровую эпоху» (руководитель проекта).
Почетный член Межрегиональной общественной организации «Лига Преподавателей Высшей Школы» (Москва).
Эксперт конкурса «Золотые имена Высшей школы» Межрегиональной общественной организации «Лига Преподавателей Высшей Школы».
Автор более 160 научных и учебно-методических работ.
В последние годы сферой научных интересов Елены Тархановой, кандидата экономических наук и доцента ТюмГУ, является «зеленая» экономика, «зеленые» инновации в финансовом и банковском секторах и цифровая экономика. Преподаватель может долго и вдохновенно рассказывать о том, как «зеленая» экономика должна привести к улучшению благосостояния и социальной справедливости. Возможно, именно эта убежденность позволила Елене Александровне стать победителем гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры в 2020 году. О том, как ей удалось победить, о новой уникальной дисциплине для магистрантов и о будущем глобальной экономики – в нашем интервью.
1tmn.ru: Елена Александровна, расскажите, как вам удалось выиграть грант? С какой программой вы подавали заявку?
Елена Тарханова: Я подавала заявку на разработку нового образовательного продукта «Зеленая экономика в цифровую эпоху». Чтобы выиграть грант, необходимо, как бы банально это не звучало, правильно оформить конкурсную заявку. Отмечу, что этот процесс на портале Благотворительного фонда Владимира Потанина достаточно прост, понятен и прозрачен. Кроме того, новый образовательный продукт должен отличаться уникальностью, новизной, ценностью и, соответственно, востребованностью. Основной акцент при подаче заявки я сделала на междисциплинарность продукта, ведь сегодня – это мэйнстрим современного образования. В будущем эта дисциплина может стать частью нескольких магистерских программ, как экономического, так и экологического направления.
Как стать победителем? Нужно предложить уникальную программу, что-то, чего еще нет в образовательном процессе вуза?
Поскольку победителями не рождаются, а становятся, необходимо двигаться в направлении поставленной цели. Я шла к победе два года: год назад выиграть грант не удалось. После этого я решила подать заявку повторно, доработав и усовершенствовав ее.
Действительно, нужно предложить уникальный образовательный продукт, обладающий конкурентными преимуществами. Среди них, как я уже говорила, междисциплинарность, а также масштабируемость, использование интерактивных образовательных технологий, участие в выполнении научных, фундаментальных и прикладных исследований и другие. Важно, чтобы то, что ты предлагаешь к разработке и внедрению, было актуальным и востребованным целевой аудиторией, то есть магистрантами.
В будущем эта дисциплина может стать частью нескольких магистерских программ, как экономического, так и экологического направления
Наш продукт, без сомнения, – актуальный и востребованный, и, на мой взгляд, гармонично впишется в структуру магистерских программ. Особенно в условиях, когда необходимо решать острые социальные проблемы, повышать устойчивость национальной экономики перед внешними и внутренними вызовами. Один из них – постоянный рост выбросов СО2 в атмосферу.
Почему данный образовательный продукт так необходим для магистрантов Тюменского государственного университета?
Курс «Зеленая экономика в цифровую эпоху» включает изучение процессов инвестирования в энергоэффективность, в освоение возобновляемых источников энергии, во вторичную переработку отходов, в снижение уровня выбросов парниковых газов. Дисциплина дает комплексное представление об основах «зеленой» экономики, понимание тесной взаимосвязи между экономической деятельностью человека и изменениями климата в условиях цифровизации и развивает навыки принятия решений в области обеспечения устойчивого развития и качественного экономического роста.
Переход от традиционной модели экономического роста к «зеленой» экономике – основной и единственно верный путь устойчивого развития национальных экономик разных стран. Главное – курс позволит не только изучить основы такой экономики, но и раздвинуть горизонты знаний магистрантов как с экономической, так и с экологической точки зрения.
Расскажите подробнее о «зеленой» экономике. Почему это «единственно верный путь»?
Сегодня это глобальный тренд развития. В бизнес-среде «зеленая» экономика находится на пике внимания. Современная промышленная революция привела к деградации окружающей среды. Для общества и его субъектов длительное время была характерна тенденция потребления и отсутствия заботы о негативном воздействии на природу. Внимание большинства было сосредоточено только на получении доходов и прибыли. Но сегодня финансовым, консалтинговым, банковским и промышленным учреждениям нужно признать, что ресурсы земли конечны, и, соответственно, мы не должны злоупотреблять живой природой.
Вот здесь и стоит говорить о «зеленой» экономике, о тех отраслях, которые создают и увеличивают природный капитал земли и уменьшают экологические угрозы и риски. То есть в более широком значении «зеленая» экономика – это хозяйственная деятельность, повышающая благосостояние людей и обеспечивающая социальную справедливость, при этом существенно снижающая риски для окружающей среды.
Если в мировом сообществе наработан определенный опыт по развитию «зеленой» экономики, то в России эта задача многоплановая, комплексная и требующая системного подхода
Глобальный вызов настоящего времени – изменение климата. Парижское соглашение о климате, которое приняла в том числе и Россия, призывает к решению экологических проблем. Если экономика устойчива к экологическим вызовам, она будет устойчивой в целом. В ближайшем будущем Европа введет новый трансграничный карбоновый налог, и тогда российские компании-экспортеры будут вынуждены платить огромные налоги на любую неэкологичную продукцию. Значит, уже сейчас необходимо решать приоритетные задачи, связанные с устранением вредного воздействия выбросов углерода, развивать альтернативные источники энергетики: ветроэнергетику, солнцеэнергетику, волновую энергетику, биоэнергетику и другие. И если в мировом сообществе уже наработан определенный опыт по развитию «зеленой» экономики, то в нашей стране эта задача многоплановая, комплексная и требующая системного подхода.
Какая работа теперь предстоит вам и вашей команде?
Кроме меня над новым образовательным продуктом работает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов ТюмГУ Анжелика Викторовна Фрицлер. Мы трудимся над этим проектом уже полгода. В настоящее время ведем работу над содержанием, продвижением в студенческой среде, представлением дисциплины на международных и всероссийских конференциях, готовим научные статьи.
В течение всего грантового периода я как руководитель проекта и грантополучатель веду ежеквартальные дневники, предоставляю промежуточные отчеты. И хочется отметить, что важными для меня, и я думаю для других грантополучателей, являются информационная, экспертная и образовательная поддержка Фонда.
Как вы оцениваете сегодняшнее экономическое образование в России и в частности в Тюмени?
Считаю, что экономическому образованию нужно работать на опережение, чувствовать и замечать все современные тренды, стать драйвером прогресса. Оно должно быть нацелено на то, чтобы дать целевой аудитории сбалансированную подготовку, которая поможет понять инновационную экономику.
Как вам удается успевать и преподавать, и развиваться на поприще науки?
Я люблю свою работу, люблю студентов, стараюсь четко ставить задачи, эффективно планировать свой день, формировать приоритеты и реалистично оценивать собственные возможности. Так шаг за шагом двигаюсь к достижению глобальных жизненных целей.
Текст: Ольга Тимкина
Фото из архива Елены Тархановой