Облик города постоянно меняется. И там, где это происходит не стихийно, где проектированием и строительством занимаются не коммерсанты, а профессионалыархитекторы и единомышленникизастройщики, возникают островки гармонии, наслаждения жизнью и окружающим миром.
О проблемах и успехах развития градостроения и архитектуры в Тюмени корреспондент журнала «Тюмень» беседует с Андреем Табанаковым – директором одноименной и широко известной архитектурной мастерской.
Тюмень: Андрей Владимирович, сегодня вы известный в регионе архитектор с внушительным послужным и наградным списком. Как созрела мысль создать собственный профессиональный бизнес на таком сложном рынке, как строительство?
Андрей Табанаков: Десять лет прошло с момента окончания учебы в США. Собственно говоря, в этот момент и созрело решение открыть мастерскую. Я задался вопросом: если профессионалы во многих странах успешно занимаются таким сложным бизнесом на самостоятельной основе, почему здесь это невозможно? За эти годы я посетил за границей множество различных учебных курсов и предприятий, общался со специалистами в Европе, Китае, Америке. Все это не могло не сказаться на моем личном отношении к бизнесу и конкретным подходам к организации работы проектной мастерской.
ТМН: Совсем недавно мастерской исполнилось 10 лет. Это достаточно большой срок. Принимая в расчет современное ускорение темпов развития архитектуры и в целом строительной индустрии, что можно назвать наиболее важными изменениями, происшедшими в этот период? Та же Тюмень очень сильно изменилась в лучшую сторону. На территориях с узкими улочками и старыми деревянными домами появились целые кварталы новой современной застройки…
А.Т.: Сегодня административный центр развивается по генеральному плану, город старается решать транспортные проблемы и сводить к минимуму возможные градостроительные ошибки. Они были. Архитекторы города пытались защитить историческую часть от негатива, растиражированного в массовых масштабах в той же Москве. В полной мере это не удалось, так или иначе в центр города проникло хаотичное строительство с более чем сомнительными проектами. Это произошло и происходит сейчас из-за несовершенного строительного законодательства, разрешающего многое из того, что в других странах находится под категорическим запретом.
Обидно, но это данность современного этапа развития всей страны, а не отдельно взятого региона. Уверен, что любой из моих коллег всегда думал о проектировании зданий и объектов, украшающих город и делающих его еще привлекательнее для жителей, гостей и соседей. Карандаш, бумага, современные компьютерные программы позволяют наглядно вписывать изящество линий и стиля в окружающую среду. И это возможно, когда архитектор и заказчик проекта едины в идейной составляющей реализуемого плана. Но так случается далеко не всегда. Гораздо чаще инвестор больше думает о коммерческой стороне, нежели об эстетике вопроса и культурно-исторической и эстетической отдаче сооружаемого.
ТМН: А лично вам интереснее проектировать здания общественного назначения или жилье?
А.Т.: Большинство самостоятельно работающих и начинающих архитекторов, ресурсы и потенциал которых в разной степени ограничены, как правило, сосредотачиваются на многоквартирных жилых домах, оттачивают варианты планировки квартир и отчасти штампуют их. Поэтому, к сожалению, пока еще сталкиваемся не с новаторством, а с привязкой на выделенные участки существующих проектов однотипных домов. Интересно, что это явление не рассматривается по большому счету в качестве негативного. Скорость развития региона и города такова, что на фоне совсем старого и построенного 25–30 лет назад подобные градостроительные решения оцениваются неискушенными жителями и неспециалистами на уровне вполне достойной и устраивающей всех нормы.
ТМН: Что вы все-таки считаете своей визитной карточкой? Жилье или общественные здания?
А.Т.: Несомненно, общественные здания. И вот почему. В каждом таком уникальном проекте прослеживаются в комплексе опыт, оригинальность идей и общий потенциал руководителя и компании. Проектирование и строительство жилья – более простая задача, чем реализация большого общественного проекта. Над ним трудится масса специалистов различного профиля.
ТМН: Вы считаете себя руководителем общего процесса или продолжаете «влезать в детали»?
А.Т.: Работая над проектом нашей мастерской на улице Логунова, я вложил всю свою душу – рисовал внешнюю архитектуру, интерьеры, выбирал материалы, подбирал мебель. При этом то, что кажется всем законченным и завершенным, у творческого человека все равно будет вызывать неудовлетворенность и желание добиться максимума совершенства.
ТМН: Над чем вы работаете в настоящее время?
А.Т.: Сегодня в работе интересное здание на улице Малыгина, 18 этажей, с оригинальной планировкой, включая вместительную подземную парковку. Площадка достаточной степени сложности, заставляющая использовать весь наш потенциал. За счет этого вырисовывается довольно занимательный объект. Также трудимся над жильем, торговым и автоцентром.
ТМН: Как сказывается опыт реализованных проектов на общих подходах к проектированию, имеется в виду сочетание стекла, металла, бетона, света и тепла при целесообразности их соотношения в техническом и эстетическом плане?
А.Т.: В современной архитектуре достаточно много стекла. Проблема не в способности вписать прозрачную плоскость в решение фасада или интерьера, а в технологиях обеспечения теплоизоляции и надлежащей эксплуатации в многоэтажных зданиях. При этом никто не отменял учета климатических особенностей нашего региона. В этом как раз заключается целесообразность. Поэтому говорить в Тюмени о море стекла и света не так легко, тем более в век энергосберегающих технологий.
Автор текста: Александр Смирнов
Автор фото: Владимир Семёнов