Я считаю себя коренным тюменцем и отношусь к этому городу очень тепло, хотя родился не здесь, а по соседству, в маленькой деревушке Туринского района Свердловской области.
Мои предки, столыпинские «крестьяне-самоходы», пришли в Туринский уезд Тобольской губернии ровно 100 лет тому назад и с энтузиазмом, приключениями и тяжелым трудом, которые даже и не снились переселенцам Дикого Запада, выстраивали свою свободную жизнь на новом месте. В середине октября этого года мы, потомки этих людей, вновь собрались на месте, где были счастливы наши деды, помянули ушедших и показали нашим детям памятные места семьи. Вспомнили мы и Петра Столыпина, человека, благодаря которому изменилась история России и Сибири.
Особый дух первопроходничества всегда ощущаю в Тюмени, которая из заштатного купеческого городка, периферийного населенного пункта превратилась в плацдарм для освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири.
Комсомольские стройки, десятки тысяч приезжих из разных областей страны, молодой азарт профессионалов, бурный взрывной рост во многих сферах жизни – вот черты, определяющие Тюмень времен «застоя», который, по моему мнению, обошел наш город стороной. Чего-чего, а никакого «застоя» я в Тюмени никогда не видел и уверен, что не увижу.
Уже в истории новой России город по целому ряду причин обрел второе дыхание и стал весьма привлекательным для жизни, бизнеса, творчества, воспитания детей.
Первый раз я увидел Тюмень, будучи семнадцатилетним парнем. Тогда для меня, выпускника Туринской средней школы, встал выбор между вузами Москвы, Екатеринбурга и Тюмени. Осознанно остановился на Тюменском индустриальном институте, так как огромные мегаполисы давили своей суетой и шумом, а Тюмень, самая близкая к родному дому, показалась спокойным, уютным и очень приятным для жизни городом.
Ровно 30 лет назад, в 1981 году, я стал тюменцем и не хочу менять это звание ни на какое другое. Тем более, что, как можно заметить, многие успешные предприниматели Ямала, Югры, Омска, Удмуртии, Пермского края, Кургана, наоборот, переводят свой бизнес в наш город. Возвращаются известные и успешные люди и из Москвы – видимо, по тем же причинам. Качество жизни, стабильность и размеренность Тюмени привлекают и не отпускают от себя надолго.
Ровно 30 лет назад, в 1981 году, я стал тюменцем и не хочу менять это звание ни на какое другое
Однако в то время город для меня был немного другим, равно как и жизнь в нем. С самых первых дней студенчества моя Тюмень ограничивалась несколькими улицами и адресами на так называемой «студенческой тропе». Дневные занятия в индустриальном на Володарского, общежитие на Мельникайте, ночная работа в автобусном парке перегонщиком автобусов в ремзону на Воровского. Учеба, работа, сон и снова по кругу.
Транспортный факультет в то время был передовым, держал самую высокую планку в учебе, спорте, строительстве собственного общежития, общественной работе. Именно здесь впервые в стране появились студенческие автоотряды. Работая в составе такого отряда от лучшей группы факультета АТХ 81-2, я получал в диспетчерской на Бакинских Комиссаров разнарядку с номерами магазинов без адресов и должен был быстро развезти продукты по пыльным, разбитым дорогам на ветхом автофургоне ГАЗ-52. С помощью бывалых водителей сумел составить подробные карты Тюмени и уже через две недели ориентировался в улицах не хуже опытного таксиста.
Сегодня, проезжая по гладкому асфальту мимо современных моллов, светящихся рекламными огнями, я вспоминаю тот «газик» и первых учителей – водителей ГАТП с благодарностью. Трудности, которые преодолеваешь, помогают в создании чего-то нового. Так было в студенчестве, это же правило работало в бизнесе в 1990-е, оно не устарело и сейчас.
С того времени, конечно, многое изменилось… в том числе и в моем городе. Здесь произошли существенные перемены, Тюмень значительно поменяла свой облик. 2001 год резко изменил наше представление о том, какими темпами и по каким планам может и должен развиваться город. Я был избран депутатом горсовета в самом начале 1990-х и являюсь депутатом городской думы сейчас, поэтому мне легко сравнивать бюджеты, градостроительные планы и их исполнение. С появлением программы «Сотрудничество», благодаря совместной работе губернаторов Сергея Собянина, Юрия Неёлова и Александра Филипенко, город приобрел столичный лоск и новое качество жизни людей.
Владимир Якушев достойно продолжает путь развития областного центра, и от этого во многом зависит высокий рейтинг губернатора области. Не стоит забывать и о том прочном фундаменте городских преобразований, который смогли заложить Геннадий Райков и Степан Киричук. В непростые годы благодаря их опыту, харизме и мудрости удалось сохранить особый тюменский менталитет и характер областного центра. При мизерных бюджетах, в обстановке забастовок и пикетов город сумел все же занять позицию для удачного старта, которую не сдает и до сих пор.
Хотя еще десятилетие назад ситуация была несколько иной. В начале «нулевых» годов, запуская значимые проекты торгово-развлекательных центров «Премьер» и «Гудвин», жилого комплекса «Даудель», автоцентров Mitsubishi и Hyundai, мебельной фабрики «Интеди», мы провели более сотни встреч с инвесторами, представителями торговых сетей, различных торговых марок и производств. Тогда к Тюмени было совсем другое отношение. «У вас нет миллиона жителей», «Тюмень не сможет выполнять наши планы по продажам», «рейтинг областного центра невысокий» – эти аргументы звучали на всех переговорах. Очень нелегко поначалу рубилось это «окно в Европу».
Однако время расставило все по местам, потенциал нашего города оказался настолько велик, что все тюменские филиалы компаний-партнеров находятся на вершине российских рейтингов успешности, опережая показатели городов-миллионников. Мне приятно, что в Тюмень поверили, инвестировав свои капиталы, известные западные и российские компании. Сегодня в нашей компании работают более 2000 человек; общаясь с ними, я вижу образованных, успешных, высокопрофессиональных людей, настроенных на созидание и жизненный успех. Представители старшего поколения не менее активны, они знают свои права, научились ценить качество жизни, с особой гордостью говорят о городе, участвуют в преобразованиях. Оцениваю это как депутат самого центрального, 35-го избирательного округа Тюмени по многочисленным встречам с жителями, участниками инициативных групп.
Потенциал нашего города оказался настолько велик, что все тюменские филиалы компаний-партнеров находятся на вершине российских рейтингов успешности, опережая показатели городов-миллионников
Каким будет город лет через 40–50, сказать, конечно, сложно, думаю, что делать столь долгосрочные прогнозы – удел предсказателей. Если Эдгар Кейси не ошибается, Тюмень будет одним из мировых центров. Я же скромно думаю, что наш город останется столицей единой Тюменской области. Для такого прогноза не нужно быть экстрасенсом или прорицателем. У нас же есть немало конкретных планов и готовых проектов по преобразованию города на ближайшее время...
Пофантазируем, каким же будет город через 50 лет? Облик Тюмени через полвека, несомненно, должен соответствовать столичному статусу,
поэтому появятся десять новых уникальных мостов, международный космопорт, многокилометровая набережная оденет в гранит все берега Туры, сеть дорожных развязок и муниципальный парк аэромаршруток снимет проблему пробок.
Транссибирская магистраль переедет за город, а на ее месте возникнут двухуровневая автострада, административные здания, правительственные департаменты; тюрьмы и вредные производства переедут за новую третью окружную дорогу. В центре, среди парков, музеев, спорткомплексов, появятся сети велодорожек, широких тротуаров, газонов…
Ну и далее каждый читатель нового журнала «Тюмень» может продолжить построение облика города будущего.
Желаю всем тюменцам не бояться мечтать и смело воплощать свои идеи в жизнь!
Автор текста: Владимир Шевчик, председатель совета директоров
ООО «Сибинтел Холдинг», депутат Тюменской городской думы, член партии «Единая Россия»
Автор фото: Илья Гостюнин, Наиль Шарапов