Интервью с заслуженным артистом Республики Грузия, актером и режиссером нового спектакля ТБДТ «Кадриль» Владимиром Обрезковым
Тюменский Большой драматический театр выпустил новый спектакль на Малой сцене – «Кадриль» – народную, очень смешную лирическую комедию. Этот спектакль поставлен на средства Гранта Правительства Тюменской области, и с ним ТБДТ планирует посетить дома и дворцы культуры Тюменской области, чтобы приобщить и отдаленные районы к театральному искусству. Мы встретились с режиссером спектакля, заслуженным артистом Республики Грузия Владимиром Обрезковым и узнали, как проходила постановка спектакля.
ОБ АВТОРЕ ПЬЕСЫ
Владимир Гуркин, которого, к сожалению, уже нет с нами, с Байкала, откуда родом и Вампилов, и Шукшин. Он «тамошний». Перед началом работы над спектаклем еще раз перечитал пьесы Гуркина. Я взял какие-то цитаты, которые звучат в спектакле из «Плачь в пригоршню» (очень мощная пьеса и очень сложная для постановки) и из «Саня, Ваня, с ними Римас».
Разговаривая о Владимире Гуркине, одновременно думаешь о Шукшине, Вампилове, о людях «от земли». В одном из интервью Гуркин журналисту сказал: «Я не дурак, я с Байкала». У Владимира Павловича была сложная жизнь, он был очень органичным и простым. Когда его пригласили в Москву во МХАТ, чтобы ставить «Плач в пригоршню», московская жизнь ему была неуютна, оторвана от родной земли. К тому времени он уже был довольно знаменитый автор пьесы «Любовь и голуби», уже вышел фильм… Гуркин не прижился там, уехал и тихо закончил свою жизнь на своей родной земле. Тихий, скромный, русский мужик, который никогда ни у кого ничего не просил.
О СПЕКТАКЛЕ
Когда-то этот спектакль шел много и был популярен. У нас в Тюмени он шел в театре лет 15–20 назад. Анта Колиниченко в роли Валентины, Сергей Кутьмин играл Саню, а остальных исполнителей, к сожалению, уже нет...
О СЮЖЕТЕ СПЕКТАКЛЯ
Это простая деревенская комедия. То, что случилось с героями пьесы, это просто приключение, и что из этого получилось, и как они вышли из этой ситуации… Такой случай из деревенской жизни.
О ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ
Это нормальная сегодняшняя деревенская жизнь. В процессе работы меня спрашивали про ретро-сценографию, ретро-костюмы, а на самом деле, никакого «ретро» и нет! Это наша, совершенно современная история, безо всяких скидок или уточнений даты, времени и места действия. Это может случиться в любой деревне, таких персонажей много, и я это знаю. В той деревне, где мы встречаемся с родственниками, тот же Саня, тот же Николай, Валентина, Лида и Макеевна – они все для меня узнаваемые, все из жизни. Когда спектакль поедет по Тюменской области, будет играться в селах, деревнях, сидящие в зале должны узнавать на сцене себя. Как сказал Сергей Юрский о персонажах Гуркина: «Это наша жизнь, это наши люди, мы их узнаем, это мы!»
Спектакль играют пять актеров, декорации помещаются в одну «Газель», в работе с художником мы стремились к «удобному» спектаклю, для поездок
О ВЫБОРЕ АКТЕРОВ
Отбор актеров был тщательный и в чем-то рискованный, позволяющий во время поездок играть спектакль на основной сцене в Тюмени. Но ни о чем не жалею. Саню Арефьева играет Андрей Волошенко, Николая – Сергей Белозерских, Лиду – Ирина Тутулова, Валентину – Капитолина Баженова, роль Макеевны – Ольга Безбородова.
ОБ ОБРАЗЕ САНИ
Саня Арефьев – самый сложный образ во всем спектакле. Он до конца не выписан автором, и Гуркин ставит задачу перед режиссером и актерами – раскрыть этот образ. Я предложил Андрею Ивановичу тему, но поскольку это опытный актер, у него свое видение, и происходит как бы коррекция этого образа. Мы много спорили, но работать должна его природа и органика. Сейчас образ «вычищается» в другую отдельную структуру. Почему Саня много молчит? И думки-то у него… Это деревенский «Дом советов»! Он очень мудрый, умный, у него всё сделано по хозяйству, у него практически нет проблем. Недалеко от Заводоуковска есть деревня, в которой жил точно такой Саня. К сожалению, его уже нет. Его тоже звали Саша, большой и добрый человек, работящий, на тракторе работал. У него всё сделано, ну придет, выпьет маленько, хорошо поест. Где-то на посиделках, кто-то анекдоты рассказывает, а он стоит, молчит. Спросишь – ответит, но никогда не начнет разговор сам. Он такой же большой и добрый, как Андрей Иванович.
Вообще, вопрос с российской деревней очень сложный. Саня просто ждет, когда же руководство страны развернется в сторону деревни. Исчезают деревни… Спиваются, нет работы, перекупаются колхозы, совхозы, и люди остаются без работы, мизерные пенсии… Если человек не работает, он просто погибает. Саня не ругает власть, он думает, что когда-то ведь дойдут руки у правительства и до деревни. И всё будет замечательно. Всё будет хорошо. Потому что Россия – большая великая страна. Сильные люди живут в России. Такие, как Саня, как Николай.
ОБ ОБРАЗЕ НИКОЛАЯ
Николай – это первый парень на деревне! Во-первых, он гармонист, он не пьяница, нет, его угощают, потому что ни одна свадьба, ни один праздник без него не обходится. Он добрый, он хороший. Все эти его перепалки с Лидой... Ну... Ну вот такой я! Вот почему Валя Лиде и говорит: «Если у него характер такой, чего ж его переделывать?»
О РОЛИ МАКЕЕВНЫ
Макеевна, как заявлено автором «одинокая бабенка», без изъянов, работящая, честно работала на почте всю жизнь.
Макеевна, поскольку одинока, сама всё делает. У меня было свое видение Макеевны, но сейчас работает Ольга Безбородова, и что-то рождается третье между моим видением и актрисой. Что бы я ни придумал, работать ей в ее органике.
О РОЛИ ВАЛЕНТИНЫ
Бывшая учительница. У нее претензий к мужу, казалось бы, нет, всё сделано, всё! Что ты хочешь? Но он сидит и молчит. Вот и возникает, что поговорить ей не с кем, вот такая молчаливая дома ситуация. Валентина хороший, добрый, очень тонкий и ранимый человек.
Перед показом возникла мысль, что каждый из 5 персонажей – это бриллиант, который требует огранки и чем больше граней, тем ярче бриллиант засияет. И я специально каждого персонажа вывожу на «крупный план», как в кино.
Когда спектакль начнет «обкатываться», актеры найдут что-то новое, образы будут более точно сформированы
ОБ АУДИТОРИИ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН СПЕКТАКЛЬ
Любая. Разные возрастные группы: разного статуса, характера, разная по восприятию мира. Актеры всегда чувствуют настроение зала и аудитории, какая тема в большей степени сегодня нужна именно для этого зала. Мы добиваемся импровизации, чтобы вариантов, как играть спектакль, было несколько. Актеры должны понимать, как сегодня играем спектакль, на каком языке разговариваем со зрителем.
О ЖАНРЕ СПЕКТАКЛЯ
Что касается жанра, жанр – как мы решили с актерами – забойная деревенская комедия, или деревенский анекдот. Когда приступаю к постановке, в рабочую тетрадь я записываю разные мысли. Отправной идеей стала фраза Василия Шукшина: «Смех роднит зрителей и авторов. Посмеявшись, человек становится доверчивей и добрее». Если бы Макеевна не стала воровать кирпичи, то сюжета этого не было бы. Если бы не воровала, то Колька бы не делал засаду, не пошли бы они пить, не напились бы – на них бы не «покатили» жены. И шутя, шутя, ты, мол, посмотри на моего, а ты на моего, поживи-ка с моим-то! Всё! Шутя взяли и поменялись. Шутя... Играючи...
Веселенькое такое приключение! Но не такое уж простое. Главное ведь, женщины начали всё это, а не мужики. Женщины не знают теперь, что с этим делать, но не сдаются до конца.
О СЦЕНОГРАФИИ
Как решить сценографию? Придумали с подполом решение. По-моему, удалось. Первая картинка, когда Саня выходит, я хотел бы, чтобы зритель видел одни деревенские заборы.
Прием: когда жены меняются мужьями, соответственно, меняются головными уборами. Головной убор будет работать «крупным планом». Когда Саня сидит и молчит, и видит, головной убор Николая, возникает фраза: «Вы это серьезно затеяли? Так, если вы серьезно это затеяли, то тогда должны и ходить, и жить, и спать вместе! Если поменялись, то тогда должно быть так!» Когда просыпается Николай, он видит панаму Сани: «А Санька где? Получается, Валюх, ты теперь моя жена?» Мне бы хотелось, чтобы головные уборы читались точно.
Зрителя активно вводят в спектакль деревенские посиделки: где поют, где возле заборчика по чуть-чуть Николай с Саней выпивают. Это простая деревенская жизнь! И на этих посиделках всем «ХОРОШО»! Эпиграфом Саня читает Сергея Есенина: «А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам... И Русь всё так же будет жить, плясать и плакать у забора».
Хочу, чтобы на спектакле люди отдохнули, посмеялись, задумались и ушли с ощущением, что живут в России такие люди, как Саня, Николай, как Лида, Валентина и как Макеевна. Такие красивые русские люди
О МУЗЫКАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ
Основной инструмент звучащей музыки в спектакле – баян. Сергей Белозерских играет на баяне, хорошо или плохо, но классно! Он поет песню в посиделках, потом его фраза в конце: «Думал, прожил жизнь вчерне, а вышло набело». Николай не всё время на сцене, и не всё может играть. Тут советом помогла Юлия Валерьевна Шакурская. Запись фонограммы баяна записал Андрей Владимирович Чувашов, директор Тюменской филармонии. Конечно, он профессиональный баянист. Попросил ноты, аранжировку. Связались с автором основной песни «Дядька сизоносый» Леонидом Сергеевым.
Наконец, запись. Ребята-звукорежиссеры говорят, мол, Андрей Владимирович, сыграйте по частям, по фразам. Сыграли. Сел к нему в студию, а теперь, говорю, мне нужен бег Макеевны. Он смотрит на меня с удивлением: это как? А вот так. Шалопайства сюда, хулиганства! Сыграл. Звуковики маячат: записано! Потом, говорю, а здесь мне нужно «здрызг» Макеевны. Говорю: «Вы не думайте о нотах!» Пошутили и записали. А вот теперь мне нужно на эту же тему сыграть пьяный приход! Записали. Теперь – молчаливое утро. Он понял, что я просто хулиганю, и тоже начал со мной хулиганить. Ребята маячат: записано! Я говорю, мол, а теперь пьяное утро! Он сыграл пьяное утро. А теперь – дефиле Лиды, «лебедушка». Как ансамбль «Березка» ходит. Дальше – одиночество Вали. И вот так мы поработали. «Спасибо вам, всё получилось! Увидите! Спасибо! Было приятно работать!» Теперь в спектакле звучит его исполнение. Я не хотел брать известные кадрили, все песни в спектакле малознакомы, кроме, пожалуй, «Рябинушки», это душевная песня моего детства. Девчонки хорошо поют.
О ТРЮКАХ, КОТОРЫЕ ПРИХОДИЛОСЬ ОТРАБАТЫВАТЬ
Ольге, конечно, трудно! Три кирпича лежат в сумке, никакой бутафории! Как брякнула сумка, мы уже понимаем, что там настоящие кирпичи. Почему и Ирина Ильинична не может выйти с пустыми ведрами? Обливания с водой – это трюк, который отрабатывался. Тренировались на улице. Ведра наливали, попадали в мишень. Чтобы попасть в Сергея, репетировали прогон с водой. Вода летела аж до дальнего забора. Тщательно вымеряли количество воды. Если чуть больше воды, нельзя! Им еще играть финал, и скамейка не должна быть в воде. На генпрогоне кто-то «промазал» и облил полностью Ирину Ильиничну, она стоит в платье, с нее вода течет... «Генералка, Ира!» И она доигрывала вся в сыром. Ну а как еще?
О БУДУЩЕМ
Хотелось бы, чтобы спектакль жил долго и счастливо. Главной темой чтобы была все-таки любовь. Любовь к ближнему, к родной земле, к его людям, любовь к своему делу, чем бы человек ни занимался...
Текст: Пресс-служба ТБДТ
Фото: Фрол Подлесный