Как программа «Альфа-Шанс» помогает максимально реализовать интеллектуальные способности студентов ТюмГУ?
Оподдержке талантливой молодежи, важности партнерства между частным бизнесом и вузом и о значимости высшего образования для молодого поколения журнал tmn побеседовал с первым заместителем председателя совета директоров Альфа-Банка Олегом Сысуевым и ректором Тюменского государственного университета Валерием Фальковым.
Олег Сысуев,
Член совета директоров ОАО «АльфаСтрахование», УК «Альфа-Капитал», член консультативного совета ООО УК «Росводоканал», первый вице-президент ООО «Х5 Retail Group», председатель совета Фонда благотворительной программы по спасению тяжелобольных детей «Линия жизни»
Родился 23 марта 1953 года в городе Самаре.
В 1976 году окончил Куйбышевский авиационный институт.
До 1991 года работал в Куйбышевском объединенном авиаотряде мастером, начальником технического отдела, был секретарем парткома Куйбышевского объединенного авиаотряда.
11 января 1992 года Указом Президента РФ Олег Сысуев был назначен главой администрации города Самары
1 сентября 1996 года переизбран главой Самары.
1 апреля 1997 года освобожден от должности главы города из-за назначения в Правительство РФ.
17 марта 1997 года назначен заместителем председателя Правительства РФ по социальным вопросам.
В марте 1998 года вышел в отставку вместе со всем кабинетом министров Виктора Черномырдина
С мая 1998 года вошел в правительство Сергея Кириенко в качестве вицепремьера по вопросам социальной политики и СМИ.
С сентября 1998 по июнь 1999 года – первый заместитель главы Администрации Президента РФ, ушел в отставку после отставки премьер-министра Евгения Примакова.
С июля 1999 года – первый заместитель председателя совета директоров Альфа-Банка.
Женат, имеет сына и дочь.
Валерий Гут: У меня к вам первый вопрос о благотворительности: сейчас времена, когда компании стараются лишний раз об этом не думать, но все-таки что такое благотворительность вообще? Особенно в сложные экономические времена, нужна ли она, и если нужна, то зачем?
Олег Сысуев: Есть по крайней мере два типа благотворительности. Один из них, известный под кодовым названием «социальная ответственность», – это когда ктото из начальства приказывает быть благотворителем и направить деньги на социальный проект, будь то футбольная команда или поддержка Дома культуры. Второй тип – благотворительность по «стуку в дверь» – это такие сиюминутные акции, которые не носят системного характера. Мы же занимаемся проектами долгосрочными, что защищает нас от спонтанных действий. С этих проектов нам сложно «соскочить» в дальнейшем, потому что понимаешь, что в таком случае пострадает много людей; это нас серьезно дисциплинирует. И даже в тяжелые времена, думаю, мы будем продолжать финансировать все проекты, которые у нас сейчас существуют.
Валерий Фальков: Скажу как представитель организации, которая сотрудничает с благотворителями. Благотворительность – это особый вид очень сложной, осмысленной человеческой деятельности, не сводящейся к простому пожертвованию какого-то количества денег (хотя большинство воспринимает ее именно так). Для серьезных компаний, таких как, например, ГК «Альфа» и Альфа-Банк, это системная, последовательная работа. В данном случае они не просто так дают деньги и говорят: «Нате, купите себе все, что хотите», а проводят серьезный отбор талантливых студентов, и банк к этому относится не как к какой-то игре, а по-взрослому, и я вижу, что это дает свои результаты.
В регионах есть 15–20 вузов, которые могут конкурировать со столичными. сейчас городов, подобных Тюмени, предоставляющих человеку возможность функционировать достойно и по каким-то параметрам даже лучше, чем в Москве, не очень много
Также немаловажно, что мы работаем со всеми студентами, независимо от специализации. Многие считают: «Ну, понятно, банк работает, набирает себе финансистов». Но у нас нет цели обратить в свою веру с тем, чтобы студенты в дальнейшем обязательно шли работать в банк. Вот это подкупает, это и говорит о серьезности намерений компании. Такое отношение, к сожалению, у нас в России утрачено, как мне кажется, еще в советское время. В дореволюционный период это было бы серьезнее. К примеру, сейчас мы сидим в здании (административный корпус ТюмГУ. – Прим. ред.), которое построено на пожертвование одного из купцов. Правда, если я отведу вас в другую часть этого здания, вы увидите, что с ним стало, когда в советское время совершенно ко всему начали относиться по-другому. Мы это утратили и теперь возрождаем, ведь, чтобы выстроить культуру взаимоотношения меценатов, благотворителей и высших учебных заведений, требуется не один месяц.
Валерий Гут: Олег Николаевич, к вам вопрос. Не многие крупные компании занимаются благотворительностью столь широко, как ГК «Альфа» и Альфа-Банк. Расскажите подробнее о программе «Альфа-Шанс» для молодежи. Насколько самой молодежи нужна подобная программа, которая поощряет финансово? Вроде как талант надо держать в строгости, и чем у способных ребят будет больше необходимости преодолевать трудности, тем более серьезными людьми они станут, или все-таки финансовое поощрение – это очень серьезная помощь таким людям?
Олег Сысуев: Мы, банкиры, – люди очень рациональные и хотим повлиять на изменение среды, в которой делаем бизнес. Мы можем вести бизнес только в среде образованных людей, восприимчивых к новому, потому что развиваем самые современные технологии, в среде ответственной, так как взаимоотношения в банковской сфере и вообще с клиентами – это вещь взаимно ответственная, взаимно обязывающая. И, безусловно, те люди, которым мы помогаем по программе «Альфа-Шанс», – это люди достаточно молодые, но уже отличающиеся этими качествами, они являются своего рода лидерами в мире, который ориентируется на их окружение, они создают вокруг себя среду. Мне кажется, талант требует создания условий для саморазвития, и, к сожалению, определенный метал в этом смысле для талантов в наших условиях – немаловажный фактор. Мне слабо верится в то, что, если у человека не будет средств на элементарный завтрак, обед или ужин, он будет лучше развивать свой талант, нежели тот, который не будет об этом думать. Мы не даем какие-то фантастические деньги, это, скорее, деньги для того, чтобы человек комфортней чувствовал себя в быту.
Да, наша стипендия самая крупная, она дает возможность человеку не отвлекаться на сиюминутные проблемы, а сосредоточиться на реализации своего таланта
Валерий Гут: Но среди всех частных компаний у вас самая крупная стипендия.
Олег Сысуев: Да, самая крупная, она дает возможность человеку не отвлекаться на сиюминутные проблемы, а направить силы на реализацию своих способностей. Прежде всего она дает понять, что этот человек отмечен как неординарный, талантливый, и то, что он будет с нашей материальной помощью сосредоточиваться на развитии своих лучших качеств. Мне кажется, в большей степени можно рассчитывать, что талантливый человек реализует себя, если он просто будет свободен. Свободный человек – прежде всего, ответственный, и мы думаем, что из этих ребят с нашей помощью вырастут именно такие люди.
Валерий Гут: Вы уже много лет поддерживаете этот проект. Есть ли какиенибудь интересные истории, произошедшие на ваших глазах?
Олег Сысуев: Я знаю несколько человек, которые сейчас занимают довольно высокие позиции, несомненно, выше, чем многие их ровесники. Это, как правило, люди разносторонние, они не только являются узкими специалистами, но и увлекаются музыкой, спортом, литературой, пишут стихи. Они могут реализовать себя в разных областях, это граждане, которые живут интересной жизнью.
Валерий Гут: Каковы основные критерии выбора этих ребят из сотен и тысяч других?
Олег Сысуев: Безусловно, специальные знания не являются доминирующими и определяющими.
Валерий Фальков: Хотя ребята, как правило, все очень хорошо подкованы профессионально. Вот сегодня была девочка по биологии, она разложила все проблемы ДНК и все ближайшие прорывы, – мы с Олегом Николаевичем слушали раскрыв рот.
Олег Сысуев: При выборе кандидатуры на получение стипендии оценивается их разносторонность. Например, они пишут эссе, а эссе – это такая вещь, которая, безусловно, показывает человека с весьма разных сторон.
Валерий Фальков: Хочу добавить, что эти люди меняют мир в разных сферах в лучшую сторону, пусть это и несколько пафосно звучит. Я сейчас говорю как раз о тех ребятах, которые становятся стипендиатами здесь в Тюмени. Они свободные, творческие и порой дают результат неожиданный, не связанный с предметом своей области.
Валерий Гут: Часто ли ребята получают повторную стипендию «Альфа-Шанс»?
Олег Сысуев: Она рассчитана на первые два курса, студенты должны подтверждать эту претензию. В этом и особенность стипендии, что она не для выпускников, она помогает первокурсникам.
Валерий Гут: У меня вопрос еще к вам, Валерий Николаевич. На первоначальном этапе какова основная синергия партнерства частного бизнеса и вуза? Какие традиции есть в России и на какие практики нам стоит ориентироваться?
Валерий Фальков: На самом деле, это всего лишь одна ипостась или одна из граней соприкосновений. Сегодня университет очень заинтересован в управленческих практиках, которые есть в частном бизнесе, потому что мы все дальше уходим от бюджетных форм, особенно с программой «5–100», мы становимся автономным учреждением, у нас появляется наблюдательный совет, это своего рода совет директоров. И ректор уже, как наемный менеджер, становится подотчетен именно наблюдательному совету. Конечно, во всем мире частные предприятия, частный бизнес всегда быстрее адаптируется, в нем уже апробированы лучшие практики. И это то, чего не хватает вузам, и то, что мы можем оттуда позаимствовать: к примеру, умение продвигать товар. Мы ведь тоже выходим на разные рынки с образовательной услугой. По законам рынка надо все равно находить что-то определенное – это раз, управленческие практики – это два, ну и ряд других моментов и корпоративная культура – это три. Вот почему, мне кажется, нужно сотрудничать с лучшими компаниями.
Для серьезных компаний благотворительность – это системная, последовательная работа. В данном случае они не просто так дают деньги, а проводят отбор талантливых студентов
Валерий Гут: Олег Николаевич, для чего нужно сотрудничать с вузами? На ваш взгляд, как руководителя частной компании.
Олег Сысуев: С хорошими вузами необходимо дружить. Таких вузов не очень много в России, и, слава богу, мы сейчас присутствуем в одном из них. Именно с такими вузами и надо контактировать, для того чтобы питаться этой средой, чтобы понимать, что такое поколение «Y», потому что это наши будущие сотрудники и клиенты. Вузы, которые заточены на производство высококачественного продукта, на сохранение своей репутации, созданной десятилетиями, – сотрудничество с ними для нас бесценно.
Валерий Гут: Каков для вас критерий хорошего вуза?
Олег Сысуев: Вы знаете, есть механистический условный критерий. Сейчас Министерство образования в этом преуспело: составляются рейтинги, создаются программы по типу «5–100» или программы, связанные с национально исследовательскими университетами, и прочие. Участниками этих программ являются университеты, и там по абсолютно оцифрованным критериям определяются лучшие вузы. Вот именно на эти вузы мы ориентируемся, и они по большей части являются нашими партнерами.
Валерий Гут: Олег Николаевич, насколько, на ваш взгляд, сегодня велик разрыв регионального образования со столичным?
Олег Сысуев: К сожалению, время безудержной самостоятельности, автоматизированности и попытки заработать деньги привело к ухудшению среднего уровня образования в России. Я считаю, что в регионах есть 15–20 вузов, которые вполне могут конкурировать с московскими. Наверное, просто Москва дает какие-то другие возможности. Хотя в Тюмени тоже комфортные условия с точки зрения культуры, спортивного развития, досуга и так далее. Но городов, подобных Тюмени, предоставляющих человеку возможность функционировать достойно и по каким-то параметрам даже лучше, чем в Москве, сейчас не очень много.
Валерий Гут: Как у вас эволюционировали взгляды о важности деятельного патриотизма, когда вы были мэром, потом, когда перешли на работу в правительстве, и сейчас, когда вы работаете в этой крупной структуре?
Олег Сысуев: Понимаете, я все-таки был публичным политиком, и нужно было побеждать на открытых публичных выборах, то есть понравиться как можно большему количеству публики, и в этом смысле чего я только ни говорил, сейчас я, конечно, намного более свободен в своих высказываниях. Эволюция произошла очень серьезная, потому что я был членом коммунистической партии, возглавлял партийную организацию объединенного авиаотряда, безусловно, на меня повлияла среда в этом отношении и знакомство с огромным количеством образованных, умных людей. Думаю, я не должен страдать от того, что мое мировоззрение меняется, я понимаю, почему оно было исковеркано, и я не хочу, чтобы оно пребывало в таком положении дальше.
Валерий Гут: Что для вас деятельный патриотизм сейчас?
Олег Сысуев: Деятельный патриотизм – это становиться успешным и стараться дать возможность людям, которые зависят от тебя, тоже стать успешными – лично, семейно, состоятельно. На основе свободы. Чтобы они чувствовали себя свободными людьми, не зависящими от каких-то догм, от государства. Это, мне кажется, главное в деятельном патриотизме.
Валерий Гут: Чего вы пожелали бы молодежи?
Олег Сысуев: Учиться, учиться и еще раз учиться, добывать как можно больше объективной информации, потому что сейчас возможности колоссальные (но я категорически не рекомендовал бы молодежи смотреть телевизор, особенно государственные каналы). Способность заставлять себя учиться и меняться – важнейшее качество.
*источник: журнал tmn №26 (ноябрь–декабрь 2015)
Текст Валерий Гут
Фото Владимир Семёнов