Столица региона с самой высокой инвестиционной привлекательностью, Тюмень притягивает жителей других областей.
Население города увеличивается стремительными темпами. Какой он – будущий миллионник? Наблюдениями на эту тему с tmn поделился Вячеслав Вахрин, заместитель губернатора Тюменской области, член Президиума правительства.
Вахрин Вячеслав Михайлович,
заместитель губернатора Тюменской области, член Президиума областного правительства
Родился в Перми 17 июля 1967 года.
В 1991 году окончил физический факультет Пермского государственного университета по специальности «радиофизика и электроника».
В 2000 году окончил юридический факультет по специальности «юриспруденция».
С 1993 по 2007 год – помощник на общественных началах депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
С 2001 по 2006 год – депутат Законодательного собрания Пермской области, член комитета по социальной политике и правам человека.
С 28 января 2010 года – начальник Государственной жилищной инспекции Тюменской области.
С 16 июля 2012 года – заместитель губернатора Тюменской области.
tmn: Вячеслав Михайлович, расскажите, пожалуйста, как вы переехали работать в Тюмень из Перми?
Вячеслав Вахрин: Я состоял в федеральном кадровом резерве госслужащих и искал направления для реализации знаний и опыта, расширяя географию вариантов поиска. Направив свои данные в тюменский резерв госслужбы, я получил приглашение на собеседование у губернатора Владимира Якушева, а через некоторое время – и приглашение на работу. По сути, все получилось случайно. Так я и открыл для себя Тюмень и Тюменскую область.
Чем Тюменская область, по вашему мнению, отличается от других регионов?
Отличия существенные. По успешности регион уверенно входит в число лидеров. Конечно, огромную роль в его развитии играют бюджетные возможности. Но, согласитесь, мало ли богатых регионов, где конкурентные преимущества использованы не на благо населения и территории или не использованы вовсе? Главное, на мой взгляд, кроется в отношении губернатора к своему делу, в умении формировать общественно-экономическую среду, стимулирующую движение вперед. Благодаря усилиям Владимира Владимировича в регионе создан очень хороший инвестиционный климат, а частные инициативы находят поддержку власти.
Конечно, в курсе на индустриализацию область еще делает первые шаги. С развитием промышленного потенциала многое будет меняться, в том числе люди. Сейчас тюменцы – такие «белые воротнички»: ухоженные, по-европейски неторопливые и расслабленные. Я поначалу не понимал: выборы идут, а яркой политической борьбы нет? Город не завален листовками, нет митингов, протестов, демонстраций, шествий, ночью не срезают рекламные баннеры конкурентов, как это происходит, например, в Перми. Нет такого вовлечения в выборный процесс, чтобы семьи распадались из-за разных политических взглядов… Потом понял: здесь нет пролетариата. Инженерная инфраструктура стремительно развивается, город чистый, прибранный, средние доходы населения выше, чем по стране, безработица находится на самом низком уровне. Основной работодатель – бюджет, соответственно, кадры – с хорошим интеллектуальным потенциалом. Сельское хозяйство также на высоте. Тарифы на коммуналку – одни из самых низких в государстве. При таких обстоятельствах у населения нет особенного повода для протеста. Люди живут с хорошим настроением и, главное, доверяют власти. А власть, в свою очередь, ценит это доверие и создает условия, при которых сами тюменцы называют свой город лучшим на Земле.
Во всем мире 80% людей живут в наемном жилье и только 20% имеют его в собственности. Причем за границей снять квартиру так же просто, как проехать на такси. Стоимость жилищно-коммунальных услуг, в которые включается и арендный платеж, колеблется от 20 до 25% дохода семьи
В последние годы большое внимание уделяется развитию промышленности. Имеет ли у нас этот процесс какие-то отличительные особенности?
Когда вследствие решения о централизации НДПИ в федеральном бюджете возникла угроза состоятельности регионального бюджета, губернатор принял решение взять курс на индустриализацию и привлечение инвестиций в промышленное производство. Это единственный способ заместить выпадающие доходы налогом на прибыль. Причем современные производства возникают в Тюменской области не посредством модернизации старых, а путем создания новых «в чистом поле». Это значит, что применяются самые современные технологии, отвечающие, в том числе, высоким экологическим стандартам. Иллюстрацией такого подхода стали Антипинский нефтеперерабатывающий завод, «Электросталь Тюмени», «Тобольск-Полимер», «ЗапСибНефтехим» и другие.
Но мало построить современные производства – нужно привлечь к работе на них квалифицированные кадры и создать условия, привлекательные для современных и требовательных людей. И в Тюменской области такие условия созданы. Они обеспечиваются развитием здравоохранения, образования, культуры, состоянием дорог и социальных объектов, коммунальным обустройством.
Не секрет, что состояние школ, больниц и театров Тюменской области – предмет зависти жителей многих других регионов. В Тюмени находятся самый большой и современный региональный театр России, одна из самых красивых в стране набережных, хотя речка для нее, мне кажется, мелковата. Есть даже такой объект, как областной Дворец бракосочетания! Это притом что регистрация брака – исключительно муниципальная функция, и такого объекта у нас вообще не должно быть. Но он есть, и люди из любой глубинки могут приехать в Тюмень и совершить важный обряд в торжественной обстановке. Посмотрите на большое количество современных спортивных сооружений, новых дорог, развязок, мостов – их создают для людей, причем на самом высоком уровне. Все это делает Тюмень и регион настоящим оазисом благополучия.
Замечательно, что у нас все настолько хорошо, но пределов совершенству нет. Решению каких вопросов сегодня стоит уделять большее внимание?
Нельзя ни на чем зацикливаться и успокаиваться. Нужно постоянно искать варианты дальнейшего развития, двигаться вперед, имея четкий план и понимание, как его реализовать. По вопросам, которыми я занимаюсь, можно выделить несколько стратегических задач. В части экологии – это перевод Тюменской области на новый передовой порядок обращения с твердыми коммунальными и промышленными отходами. Мы уже приступили к реализации концессионного соглашения в рамках государственно-частного партнерства, которое предусматривает строительство четырех мусороперерабатывающих заводов и перегрузочной инфраструктуры, позволяющих цивилизованно утилизировать 80% отходов. Это также касается биологических и медицинских отходов. Существующая система образована работой физически и морально устаревшего оборудования Ишимского ветсанутильзавода и наличием сотен скотомогильников. Вместо этого нужно создать два современных комплекса, перерабатывающих биоотходы, и сеть приемных пунктов. Также на региональном уровне предполагается осуществить администрирование процесса обращения с медотходами, позволяющее обеспечить их профессиональную утилизацию и исключающее возможность попадания таких отходов в лес или на полигоны ТБО.
Что касается недропользования, наша задача – удвоить добычу нефти. В регионе наработан интересный опыт кластерного освоения месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, применение которого позволит решить эту задачу. Для обеспечения населения качественными, надежными и доступными коммунальными услугами по справедливой цене следует создать систему взаимоотношений власти, ресурсоснабжающих организаций, застройщиков и потребителей, соблюдающую баланс интересов сторон. Ее обязательными составляющими станут инвестиционная привлекательность, адресная социальная помощь, долгосрочное тарифное регулирование, надежные сети и источники.
Отдельным блоком можно выделить задачу перевода водоснабжения населенных пунктов, там, где это возможно, на подземные воды. Сейчас рассматривается вопрос полного перевода Тюмени на подземные воды и решается вопрос качества питьевой воды. Еще одно важное направление – ускорение газификации региона. Здесь мы реализуем стратегическое партнерство с компанией «Газпром газораспределение Север». В сфере управления многоквартирными домами я выделил бы необходимость внедрения новой системы капитального ремонта. И на особенное место я поставил бы задачу формирования в регионе рынка арендного жилья, без которого мы очень скоро окажемся в тупике.
Срок эксплуатации дома из монолитного железобетона – 150 лет. Если застройщик не будет продавать квартиры в нем, а оставит его себе, чтобы использовать как наемный дом, причем стоимость найма будет в два раза ниже сложившейся сегодня цены аренды, то срок окупаемости строительства составит 50 лет
В чем заключается проблема, связанная с рынком аренды?
Дело в том, что вследствие бесплатной приватизации жилищного фонда 80% россиян стали жить в собственных квартирах, и лишь 20% из них либо сохранили отношения социального найма, либо используют коммерческий найм, арендуя жилье у частных владельцев. Став собственниками квартир, многие люди оказались не в состоянии нести бремя расходов на содержание общего имущества. С течением времени проблема усугубилась: на проведение своевременных капитальных ремонтов у собственников нет средств, отсюда – ускоренный износ и обветшание многоквартирных домов. А после признания здания аварийным и подлежащим сносу по жилищному законодательству собственники, скинувшись пропорционально своим долям в общем имуществе, должны самостоятельно снести его и построить новый на этом земельном участке. Разве они в состоянии это сделать? Разумеется, нет, поэтому люди лишатся крова над головой. Купить новое жилье они не смогут. Куда им идти? Снимать жилье у частника? Учитывая отсутствие рынка аренды, им это окажется не по карману. Кроме того, квартир под аренду на всех просто не хватит.
А ведь почти весь мир руководствуется другими соображениями. Зачем тратиться на собственное жилье, инвестируя огромные деньги, если его можно снять? Развитость рынка аренды кардинально меняет пропорцию: 80% людей живут в наемном жилье и только 20% имеют его в собственности. Причем за границей снять квартиру так же просто, как проехать на такси. Стоимость жилищно-коммунальных услуг, в которые включается и арендный платеж, колеблется от 20 до 25% дохода семьи. А развитость рынка гарантирует наличие предложений.
У нас, в условиях отсутствия открытого развитого рынка аренды, многим семьям не хватит всего дохода, чтобы снять жилье, соответствующее их потребностям. Отсюда и наша психология – любой ценой получить жилье в собственность, чтобы не оказаться на улице.
Но что сегодня делать тем, чей дом разрушается, а денег на покупку нового жилья нет?
В том-то и дело, что сейчас это нерешаемая проблема! Нет высокого дохода – нет кредита, ипотеки, аренды, а значит, нет и жилья. А теперь задумайтесь, что произойдет, когда истечет 40–50-летний предельный срок эксплуатации панельных домов, которыми застроены целые кварталы и микрорайоны? Где найдут себе кров люди, живущие сегодня в этих домах на правах собственников?
Теперь о рецептах. Во-первых, я считаю уместным введение запрета панельных домов в мегаполисах и применения не самых современных технологий – даже если это снизит темпы жилищного строительства. Дело в том, что нормативный срок службы дома из монолитного железобетона – 150 лет, а панельного – 50. Есть разница? Цены на квартиры в таких домах отличаются на 5–8%. Спросите, что делать с панельным производством? Или менять технологию, или уходить в сельское малоэтажное точечное строительство. Через 50 лет отдельно стоящий дом можно будет укрепить или снести, что намного проще, чем «зачищать» целые микрорайоны. Во-вторых, нужно формировать рынок арендного жилья.
Как выглядит примерный план необходимых действий по внедрению такой системы?
Итак, срок эксплуатации дома из монолитного железобетона составляет 150 лет. Если застройщик не будет продавать квартиры в нем, а оставит его себе, чтобы использовать как наемный дом, причем стоимость найма будет в два раза ниже сложившейся сегодня цены аренды, то срок окупаемости строительства составит порядка 50 лет. После этого можно еще 100 лет получать доход. На длинной дистанции может что-то получиться, но бизнес так не работает. Необходимо уменьшить срок возврата инвестированного капитала, предусмотрев при этом его доходность, хотя бы в 10-летнем периоде.
Посмотрите на большое количество современных спортивных сооружений, новых дорог, развязок, мостов – их создают для людей, причем на самом высоком уровне. Все это делает Тюмень и регион настоящим оазисом благополучия
Легко ли будет этого достичь?
Я считаю, что здесь не обойтись без государственно-частного партнерства. Варианты реализации могут быть различными: например, государство предоставляет бесплатно землю, обеспечивает техприсоединение, гарантирует наличие клиентов-арендаторов и расчетную стоимость аренды, а инвестор строит, передает дома в государственную собственность и заботится об их текущем содержании и эксплуатации в течение срока концессии. Если доходы граждан не позволят соблюсти «правило 25 процентов», то возможно внедрение института адресного субсидирования. Можно подумать и о льготном налогообложении для тех, кто инвестирует в доходные дома. Для запуска процесса можно много чего придумать. Весь мир живет по принципу доходных домов: это окупаемая модель. В ее плюсы еще запишите трудовую мобильность. Человек свободен от связи с жильем, ведь он может снять его где угодно в соответствии со своими предпочтениями. Он находит работу и арендует квартиру в шаговой доступности. Поднимаясь по карьерной лестнице, легко переедет к новому месту работы. Наши люди сейчас крепко привязаны к своей недвижимости и вынуждены трудиться ради ее содержания. Ситуацию нужно поправлять.
Судя по всему, если все актуальные проблемы будут решены, нас ожидает замечательное будущее. А как вы думаете, в какой зримой перспективе Тюмень может стать миллионником?
Чтобы ответить точно, нужно посмотреть статистику по трудовой миграции. Рождаемость в два раза превышает смертность, но основной вклад в увеличение численности населения Тюмени вносит все-таки миграция. С Севера к нам активно приезжают люди трудоспособного возраста, которые очень нужны экономике. Тюмень – город, в котором строят больше всего жилья на душу населения в Российской Федерации. Если сейчас в нем живет более 700 тысяч человек и численность ежегодно увеличивается на 20 тысяч человек, то статус миллионника вполне может появиться уже в ближайшие 15 лет.
Изменится ли после этого что-то в жизни города?
В советское время статус миллионника давал привилегии: метро, федеральные деньги на инфраструктуру и многое другое. Сейчас все иначе. Миллионник ты или не миллионник – развивайся, решай свои проблемы, собирай свои налоги и трать свой бюджет на все свои нужды, вот и все правила. У нас нет административной задачи стать миллионником, но это так или иначе произойдет. Но я уверен, что Тюмень останется комфортным городом, в котором хочется жить!
беседовал Валерий Гут
текст Ксения Юркина
фото Владимир Семёнов