Управляющий партнер компании «Франчайзинг5» в Тюмени Алексей Кармолин рассказал, какие бизнесы могут работать по франшизе
Компания «Франчайзинг5», которая присутствует в 47 городах России и СНГ, открыла партнерство в нашем городе в сентябре этого года. И с первого дня работы активно ищет компании, которые могли бы прогреметь на всю страну. Управляющий партнер в Тюмени Алексей Кармолин рассказал tmn о том, какие бизнесы могут работать по франшизе.
ФРАНЧАЙЗИНГ5
Компания «Франчайзинг5», занимающаяся упаковкой и продвижением франшиз, была основана в 2011 году в Казани. Уже в 2013 году «Франчайзинг5» заключила первый договор «Миллион +». В 2015 году компания вышла на международный рынок, открыв филиал в Риге. Среди клиентов компании «Единый визовый центр», игровые аттракционы ExoSkelet, соляные пещеры «Стоуни», суши-бар «Бенто». Цель компании: разработать универсальную систему, благодаря которой каждый человек сможет открыть собственный бизнес, что обеспечит взрывной рост малого и среднего предпринимательства в России и мире.
5 ФАКТОВ О КОМПАНИИ
1. С 2011 года «Франчайзинг5» продала 1078 франшиз. У компании 83 партнера.
2. За 6 лет работы компания провела 22 бизнес-форума, которые собрали более 12 000 посетителей.
3. «Франчайзинг5» реализовала два проекта при государственной поддержке. Кроме того, 53 человека с ограниченными возможностями трудоустроены в рамках благотворительности.
4. Средний чек с упаковки франшизы компанией «Франчайзинг5» — 710 000 рублей, а средний чек с продажи франшизы — 500 000 рублей.
5. Более 570 000 рублей — максимальная зарплата, которая была выплачена сотруднику «Франчайзинг5».
tmn: Алексей Феодосьевич, расскажите, почему вы решили заниматься превращением бизнесов во франшизы.
Алексей Кармолин: Во-первых, мне понравилась сама компания «Франчайзинг5». Когда заходишь в большую организацию, чувствуешь определенную синергию, и мне с этой командой стало интересно познакомиться. Во-вторых, я никогда глубоко не изучал, что такое франшиза и как она работает, но решил заняться этим. В Тюмени я общаюсь с разными людьми, вижу много фирм, которым можно помочь в поиске партнеров, в развитии бизнеса.
То есть вы занимаетесь поиском интересных компаний, которые можно развить во франшизу?
Фактически да. Сегодня в целом сложное время для бизнеса, но кто-то двигается, развивается даже в этих условиях. И очень интересно помочь таким командам, предложить успешные модели бизнеса, работающие на рынке. Франчайзинг в России сейчас находится на начальном этапе развития, но это быстро растущий рынок.
Люди в России вообще доверяют такой бизнес-модели?
Если говорить о потребителях, конечно, у них больше доверия к известному бренду. С точки зрения франчайзи то же самое: они хотят получить успешно работающий бизнес, в котором меньше рисков и больше возможностей.
Есть еще один плюс. Когда открывается филиал, всегда возникает проблема с кадрами: найти директора, например, – это всегда сложно. А в случае с франшизой директор филиала – это партнер, также заинтересованный в развитии бизнеса, предприниматель, человек, который купил идею и сам за нее болеет. Сотрудникам интереснее приходить работать в бизнес, в котором всё прописано: как они должны работать, как проходит обучение и так далее. Большой компании это сделать проще, чем маленькой, потому что есть готовые прописанные бизнес-процессы.
Франчайзер говорит: «Сделать франшизу – легко», но он должен понимать, что необходимо создать учебный центр для обучения франчайзи. Нужно понимать бизнес-процессы, действующие сегодня, и описать франчайзи это в виде модели. А дальше постоянно помогать, контролировать, понимать, что теперь у тебя есть партнеры, ты должен для них что-то новое придумывать и внедрять. Потому что рынок должен быть на передовой, в тренде и постоянно развиваться. А для франчайзера любой партнер – фактически инвестор, от которого зависит бизнес.
Рынок настолько быстро меняется, что если ты за год свою модель не сделал и не начал по ней работать, через год она может не сработать вообще
А как вы выбираете фирмы и продукты, которые могут развиться во франшизу?
Вообще это самое сложное: найти людей с интересной идеей, которые хотят развиваться. Многие застревают на одном уровне и не понимают, что делать дальше.
Есть определенные критерии для нашей компании: бизнес должен быть уже успешным, действующим и приносить прибыль. Желательно, чтобы компания работала как минимум год, чтобы была понятна статистика. Кроме того, бизнес должен быть масштабируемым и не зависеть от личности собственника. Я, например, столкнулся в Тюмени с тем, что есть маркетинговые компании, работающие по всей стране, но без филиалов. И они не знают, как можно использовать эту модель по-другому. Понятно, что основные специалисты здесь, и это главное, но есть люди, которые должны взаимодействовать с клиентами в городах присутствия, потому что важно живое общение.
Вам не кажется, что это вопрос недоверия? Неспособности доверить свой бизнес партнерам…
В том числе. Но бывает, что человек уже привык так делать и делает, не видя, что можно поступить по-другому. В чем плюс франшизы? Например, бизнесмен открывает филиал, один или два в год. А «Франчайзинг5» приходит и говорит: «Давай мы тебе 50 филиалов откроем». Это же совсем другой подход и совсем другие деньги! Рынок настолько быстро меняется, что если ты за год свою модель не сделал и не начал по ней работать, через год она может не сработать вообще.
Кто сегодня покупает франшизы?
Есть четыре группы покупателей. Инвесторы – самая малочисленная. Больше всего покупают те, кто хочет начать свое дело, так как эта модель безопаснее для старта бизнеса. Это либо специалисты, либо топ-менеджеры какой-то компании, которые доросли до того, чтобы создать собственный бизнес. И четвертая группа – молодые люди с деньгами и возможностями.
Что франчайзер должен обеспечить покупателю франшизы?
Есть два вида платежей: первый взнос – паушальный – платится за бизнес-модель, за бренд и всё прочее, как вход. За него франчайзер должен обучить франчази, дать все материалы, помочь. И есть платеж постоянный – роялти, когда франчайзер должен создавать новые идеи, модели для бизнеса, придумывать что-то для развития. Тогда франшиза становится взаимовыгодной. Тогда франчайзи интересно и он никогда не уйдет, потому что как он может уйти, если ему постоянно дают что-то новое и за счет этого его бизнес растет?
В Тюмени я общаюсь с разными людьми, вижу много фирм, которым можно помочь в поиске партнеров, в развитии бизнеса
Какие преимущества открываются для компании-франчайзера, которая создает франшизу?
Когда ты работаешь по франшизе, ты можешь использовать некоторые вещи, которые другие не могут себе позволить: запускать рекламу высокого уровня, нанимать лучших специалистов, экономить на поставках, получать новые идеи. Фирма становится более живой, мобильной, повышается выживаемость.
Каким компаниям, на ваш взгляд, это может быть интересно?
Любым компаниям, которые хотят развиваться. У которых есть идеи, технологии, которые хотят получать больше прибыли. В Тюмени очень много людей, которые создают что-то творческое. Это же тоже можно масштабировать.
Часто закрываются франшизы? Прогорают, не срабатывают?
Сегодня на рынке 90% франшиз «пустые». Естественно, все, кто их купил, будут неуспешны. Нужно обладать навыками их отбора. Кроме этого, всё зависит от того, кто купил франшизу. Но если из обычных вновь создаваемых предприятий выживает 2–3%, то из франшиз – 30%.
Расскажите, какие условия франчайзинга вы предлагаете компаниям. Насколько выгодно пользоваться вашими услугами?
Стоит помнить, что создание франшизы – взаимная работа. Тот, кто обращается к нам, должен понимать, что нужно уметь спрашивать за качество. Это абсолютно нормальный процесс.
Я уже сказал, что есть определенные критерии, по которым «Франчайзинг5» отбирает, с кем работать. Компания не хочет делать неуспешные франшизы. И при всем этом наш подход – индивидуальность каждого пакета. Мы всегда спрашиваем у того, кто вкладывается, что он сам хочет сделать, что уже сделано. Есть, конечно, пакеты гарантированные, когда компания берет на себя и продажу франшиз. Стоимость упаковки складывается из набора. Пакеты стоят от 120 000 до 2,5 млн рублей. В самых дорогих пакетах мы даем клиенту гарантию прибыли от 4 млн.
Конкуренты будут всегда. Вопрос в том, будете ли вы развиваться сами сегодня либо придут конкуренты, которые сделают это вместо вас
Покупатель платит за право пользования брендом или за бизнес-процессы?
И за то, и за другое. Зависит от стоимости взноса и от того, что входит в пакет. Кому-то нужен просто бренд, а кому-то нужны все бизнес-процессы – зависит от того, что человек хочет открыть.
В чем секрет успешного бизнеса? Как не прогореть, работая по франшизе?
Уметь отбирать. Во-первых, человеку должно это нравиться. Во-вторых, он должен уметь отбирать то, что покупает. Ну и сам должен действительно хотеть этим заниматься.
Миссия журнала tmn – Make Tyumen global brand. А вы преследуете цель, чтобы наш город стал известен на всю страну благодаря компаниям? У тюменских бизнесменов есть шанс открыть франшизы по всей стране?
Есть примеры успешных тюменских компаний. Есть ли другие, из которых что-то можно сделать? Безусловно, есть. Важно их желание двигаться дальше. Тюмень – это все-таки определенный интеллектуальный центр, связанный в том числе с нефтью и газом.
У компании «Франчайзинг5» своя миссия: «Успешный бизнес в каждую семью». Продвигать тюменские компании интересно лично мне. Некоторые компании боятся, что у них украдут их технологии. Но есть нюанс: технологии всегда украдут. Человек может устроиться, узнать всё изнутри и украсть. Другое дело, что если правильно выстроить отношения с партнерами по франшизе, то человек никогда не уйдет. Важно помнить: конкуренты будут всегда. Вопрос в том, будете ли вы развиваться сами сегодня либо придут конкуренты, которые сделают это вместо вас.
*источник: журнал tmn №34 (сентябрь–ноябрь 2017)
Текст: Ольга Долгих
Фото: Дорина Стати
Благодарим CAFÉ 15/86 за помощь в проведении съемки