Актер ТБДТ Геннадий Баширов рассказал о том, как стал актером, о любимых спектаклях, ролях и о предназначении театра
В 2018 году ТБДТ празднует 160-летие. Но эта дата в театре не единственная юбилейная в этом году. Заслуженный артист РСФСР Геннадий Баширов отмечает полвека «служения» Театру – на профессиональную сцену он впервые вышел в 1968 году. А Тюменскому театру и тюменским зрителям он посвятил уже 44 года. Первую в своей жизни роль он сыграл еще десятиклассником в любительском спектакле по пьесе Виктора Розова «В добрый час!». В этом интервью мы поговорили с Геннадием Владимировичем о том, как он стал актером, о наиболее важных ролях для него и о том, каким должен быть театр.
Геннадий Владимирович Баширов
Родился 15 июля 1947 году в городе Чистополь Татарской АССР. Заслуженный артист РСФСР (1985). Окончил Казанское театральное училище в 1968 году. Работал в Казанском государственном Большом драматическом театре им. Качалова (1968–1971). В 1971–1974 годах работал в Русском драмтеатре Марийской АССР. В Тюменском драматическом театре работает с сентября 1974 года (44 года).
РОЛИ ИДУЩЕГО
РЕПЕРТУАРА ТБДТ:
1. Ричард Уилли — «Он, она, окно, покойник» (Рэй Куни)
2. Уорнер Пурсель — «Пули над Бродвеем» (по одноименному киносценарию Вуди Аллена)
3. Господин Локамп — «Три товарища» (Эрих Мария Ремарк)
Геннадий Владимирович, почему вы выбрали профессию актера?
Наша семья из староверов. Практически все члены семьи имели слух, в том числе и я. Все пели старые казацкие песни. Я начинал с пения частушек, куплетов. В школе посещал драматический кружок. Как сейчас помню, моя преподавательница Нелли Дмитриевна спросила, а может тебе посвятить свою жизнь искусству, поступить в Казанское театральное училище? После выпускных экзаменов в школе на следующих день нужно было лететь в Казань поступать, а я проспал. Прилетел позже, пропустил свой поток, но со следующим поступил с первого раза на актера драматического театра. После выпускного спектакля меня сразу пригласили в Большой драматический театр им. Качалова.
Как вы оказались в Тюмени?
Мы с театром поехали на гастроли в Украину через Москву, где нужно было провести весь день. Мой коллега предложил поехать с ним в Министерство культуры на встречу со знакомым куратором, а там проходило совещание всех режиссеров театров. И мы встретили главного режиссера Тюменского театра драмы Евгения Анатольевича Плавинского, который сразу меня пригласил в Тюмень. При этом согласился на все мои условия – переезд с семьей, повышение ставки актера.
После выпускных экзаменов в школе на следующих день нужно было лететь в Казань поступать, а я проспал. Прилетел позже, пропустил свой поток, но со следующим поступил с первого раза
Что для вас театр?
Театр – это прежде всего традиции, профессионализм, уровень мастерства.
Какое количество спектаклей у вас за плечами?
Более 80. Сейчас я играю в трех спектаклях Тюменского театра. Это гангстерская комедия по одноименному киносценарию Вуди Аллена «Пули над Бродвеем» (режиссер – Дмитрий Петрунь), трагикомедия «Три товарища» (режиссер – Александр Баргман) и самый «пожилой» спектакль в репертуаре театра – комедия «Он, она, окно, покойник» (режиссер – Юрий Пахомов).
Есть ли наиболее любимые спектакли и герои?
Мне повезло, я с каждым режиссером находил общий язык, со всеми работалось одинаково хорошо. Плавинский видел меня в роли лирических героев. Он в шутку меня называл «Джонни Холлидей». С успехом играл как героев-любовников, так и комедийные роли: Дон Жуан, д’Артаньян, Петруччо, Тартюф, Фальстаф. Одной из самых ярких, этапных ролей в жизни конца 80-х годов стал Воланд в инсценировке «Мастера и Маргариты», поставленный Александром Михайловичем Цодиковым. Тяжелая роль для меня, но критики оценивали мою игру очень хорошо.
Вспоминаю спектакли «Дядя Ваня», «Кин IV», «Продавец дождя», «Последняя женщина сеньора Хуана», «Гроза», «Женитьба Фигаро», «Эквус»
Какие роли вам больше нравится играть – драматические или комедийные?
Играть надо все роли. Не могу сказать, что мне ближе. Они все интересные. Актер драматического театра должен уметь играть комедию, драму, музыкальные спектакли. В каждой роли есть плюсы и минусы и все они интересные и важные.
Вы играли в старом театре на улице Герцена, если сравнить тот театр и новый по атмосфере, какой вам ближе?
Я приехал в Тюмень из театра, в котором были традиции, династии. И конечно, сравнивал наш театр с ним. Атмосфера была хорошая тогда. Много прекрасных актеров. Помещение – бывшие соляные склады, было приспособлено к театру. Новое здание действительно очень отличается. Но, по моему мнению, сцена больше подходит для концертов, а не спектаклей.
Сейчас труппа в театре сыграна? Кто вас удивляет из актеров больше всего?
Много хороших молодых актеров, но выделять никого не стану.
Даете мастер-классы для молодых актеров?
Нет, зачем? Сейчас другая школа. Мне предлагали в свое время преподавать в колледже искусств, но я понял, что это не мое.
Смотрите спектакли современных режиссеров? Близко ли вам их видение классики?
Я консерватор. Да, я за то, чтобы постановки были более современными, но во всём должны быть границы. Сейчас спектакли больше ориентированы на молодежь, а у них другое представление о театре. Театр должен нести воспитательную функцию, ориентировать зрителя на традиционные ценности. Время нас рассудит. В своем стремлении осовременить театр, главное – не навредить.
В этом году театр празднует 160-летие. Что вы ему пожелаете?
Театр – это труппа, коллектив, творческий потенциал, который не может существовать сам по себе. Всегда должен быть художественный руководитель, главный режиссер. Желаю новых хороших спектаклей, основой которых должны быть классические постановки. Желаю, чтобы театр с каждым сезоном был успешнее, самодостаточнее, популярнее. Оставался в статусе областного.
3 марта в ТБДТ прошел бенефис Геннадия Владимировича Баширова – сыграли «Он, она, окно, покойник» по пьесе Рея Куни. Геннадий Баширов играет в этой комедии одну из главных ролей. Спектакль живет уже двенадцатый сезон и пользуется большой популярностью – на бенефис пришло много зрителей. После спектакля актеры показали небольшой капустник. Было много поздравлений, добрых слов от руководителей, друзей, представителей власти и бизнеса, а также несколько видеообращений из других городов от режиссеров, которые работали с Геннадием Владимировичем.
Редакция tmn присоединяется ко всем поздравлениям и желает долгих продуктивных творческих лет жизни и интересных ролей актеру Геннадию Баширову!
«Три товарища»: 30 марта и 26 апреля (16+)
«Пули над Бродвеем»: 30 апреля, 16 мая (16+)
«Он, она, окно, покойник»: 7 и 20 апреля, 11 мая (16+)
Следите за афишей Тюменского Большого драматического театра!
Текст: пресс-служба ТКТО,
Константин Решетников