Собственники первой в Тюмени пышечной «Пышка & Пудра» братья Речкаловы рассказали о семейном бизнесе.
О новом для Тюмени формате заведений, семейном бизнесе и партнерских отношениях с родственниками братья Речкаловы – Андрей, Иван и Максим рассказали корреспонденту tmn.
1tmn.ru: Почему пышки? Расскажите, как вам пришла идея об открытии пышечной?
Иван: Когда я переехал в Санкт-Петербург, мой друг, который уже жил там, повел меня гулять – показал город и предложил перекусить пышками в «Гостином дворе». Я тогда не представлял себе, что такое пышки, не знал даже, как они выглядят, а когда попробовал – удивился, что они такие вкусные и такие доступные – на тот момент одна пышка стоила 15 рублей. Они мне так понравились, что каждый раз проходя мимо «Гостиного двора», я забегал туда за пышками. Вернувшись в Тюмень, я задумался о том, чем заниматься дальше и в голову пришла идея о пышечной. Я всегда хотел попробовать себя в сфере общественного питания – открыть свой ресторанчик. Подумал, что начинать с небольшого заведения, не имея какого-то опыта – это, наверное, правильно. В Тюмени «пышечная» ниша не занята – заведений такого формата у нас нет.
Как вам удалось уговорить братьев?
Иван: Я прожил в Питере больше года, а пышки – это часть культурной жизни города. Каждый петербуржец знаком с ними с детства. Когда вернулся в Тюмень, рассказал о пышках братьям – они давно занимаются предпринимательством и всегда открыты для новых идей.
Андрей: Когда Иван рассказал о пышках, мы решили привлечь к обсуждению и Максима. Поняли, что нужно ехать в Питер и знакомиться с пышками лично. В июле мы втроем съездили в Санкт-Петербург и посмотрели, как устроена кухня пышечных.
Максим: Уже в Петербурге мы поняли, что это то, что нужно везти в Тюмень, знакомить наш город с пышками. Вернулись обратно, и началась генерация идей, поиск помещения, ремонт, подготовка к открытию. Решили, что втроем нам будет проще работать: разделим риски и инвестиции на троих.
Мы решили сделать пышечную современной, приблизить «Пышку & Пудру» к людям, чтобы им здесь нравилось. Но самое главное из тех питерских пышечных мы сохранили – их вкус и демократичную цену
Пышечная – это новый формат для Тюмени. Расскажите о концепции заведения, как планируете знакомить тюменцев с пышками?
Иван: Мы сразу решили назвать пышечную – пышечной. Такого в нашем городе еще не было, это как минимум вызывает у людей интерес. На открытие мы устроили настоящий день рождения: угощали всех гостей пышками и провели конкурс «кто съест больше пышек за минуту» – думали, что 10 пышек на человека будет мало, а победителем стал тот, кто успел скушать 3 пышки.
Максим: Когда мы начинали наш проект, Иван хотел сделать точную копию классической питерской пышечной, которая сохранилась в первозданном виде с 80-х годов прошлого века. В этих пышечных сохранился ремонт и атмосфера советских времен: мелкая плитка, голые стены, женщины пекут пышки в высоких колпаках. В Петербурге такой формат актуален и сегодня, потому что так исторически сложилось – там всегда это было: пышки жарили 30 лет назад, и жарят по сей день – это традиции и ничего менять в них нельзя. Если бы мы реализовали этот проект в Тюмени – его бы не поняли и никто бы к нам не ходил. Поэтому мы решили сделать пышечную современной, приблизить «Пышку & Пудру» к людям, чтобы им здесь нравилось. Но самое главное из тех питерских пышечных мы сохранили – их вкус и демократичную цену.
Андрей: Хотим также сделать упор на кофе – получается небольшое совмещение кофейни и пышечной. В Санкт-Петербурге культ пышек, а у нас в Тюмени культ кофе. Мы решили, что хотим сделать место для людей, место, куда хочется возвращаться за теплой атмосферой. Поэтому долго занимались подбором персонала, выбирали качественный кофе, а сейчас занимаемся обучением, чтобы наши бариста соблюдали строгие стандарты по приготовлению, и напиток получался вкусным и качественным. При этом мы стараемся сохранить демократичную цену.
У вас уже был опыт работы в сфере общественного питания, или вы начинающие рестораторы?
Иван: Мне всегда было интересно попробовать себя в ресторанном бизнесе. Опыт работы в сфере общественного питания был у меня только в должности официанта – это произошло случайно и достаточно давно. Поначалу показалось, что это всё не мое, но потом втянулся и получал удовольствие – мне нравилось общаться с гостями. Я хотел заниматься предпринимательством, искал себя, всё было интересно, к тому же необходимо было подкопить – до четырех вечера я работал официантом в кофейне, а после четырех уже был бизнесменом. Только в таком формате я работал, а чтобы открыть свое заведение – это у меня впервые.
А сейчас не страшно заводить бизнес?
Иван: Не страшно. Я вообще рисковый парень и ко всему готов.
У кого-нибудь из вас уже есть опыт в управлении? Как это помогает?
Максим: У всех есть и, конечно, это помогает, даже в новой для нас сфере. Мы вышли на незнакомый для нас рынок, и если бы мы не имели опыта ведения бизнеса, можно было бы и не начинать. Все решения мы принимаем взвешенно, вопросы всегда обсуждаем все вместе. Так что база приобретенных знаний и взаимный обмен опытом помогает осваивать новую сферу.
Были ли сложности, с которыми уже пришлось столкнуться? Как решили этот вопрос?
Андрей: На реализацию идеи у нас ушло два месяца, думали получится быстрее, но в ходе подготовки поняли, что лучше не торопиться, а сделать всё качественно. Две недели назад мы испекли первую партию пышек и поняли, что всё получилось.
Иван: Сейчас мы ищем персонал: хочется найти позитивных людей, которые будут разделять наши ценности и передавать видение пышечной.
С чего нужно начать, открывая кафе в Тюмени?
Максим: С поиска места – нужно хорошее трафиковое место, чтобы оно было на виду, с этого мы и начинали.
Иван: Мы начали с того, что втроем поехали в Петербург – пробовать и смотреть, как там всё устроено. Поэтому, думаю, начинать стоит с погружения в идею – в любом бизнесе.
Каково это – вести семейный бизнес? Вам комфортно работать вместе?
Максим: У меня уже есть опыт работы с партнерами, могу сказать, что такое взаимодействие не особо отличается от работы с друзьями или знакомыми. Разумеется, не всегда всё бывает гладко, иногда возникают трения – это неизбежно. Партнерам не всегда легко сойтись в интересах, а преимущество ведения семейного бизнеса состоит в том, что навык разрешения конфликтов уже наработан – вы знаете, как человек поведет себя в той или иной ситуации. Нас трое, и это плюс, потому что не возникает ситуаций, когда один может встать в позу и сказать «будет так, потому что я так решил», а второму ничего не останется, кроме как согласиться на его условия. Поэтому я считаю, что бизнес на троих гораздо устойчивее, чем бизнес на двоих. Один из нас выступает лицом, принимающим решение, и принимает сторону второго, там и третьего убедить легче. Роли меняются в зависимости от возникшего вопроса. Это позволяет сохранить наши взаимоотношения.
Помогает то, что вы братья? Можете предвидеть поведение друг друга?
Максим: Да, я например, знаю, что Иван – скрупулезный, ему важно, чтобы полочка была расположена именно на этой высоте, ниже нельзя – для него это крайне важно. Андрей проще – ему главное, чтобы были результаты. А я, наверное, представляю из себя что-то среднее между ними. Для меня не критичны определенные вопросы, но я понимаю, что это должно смотреться эстетично. Кстати, Иван, кажется, тоже сейчас проще стал ко всему относиться.
Иван: Приходится бороться с перфекционизмом... В дальнейшем мы всё равно доведем всё до совершенства.
Андрей: Всё не проконтролировать. Решение некоторых вопросов не стоит потраченных сил на их обсуждение.
Конфликты возникают, когда кто-то начинает тянуть одеяло на себя. Шансы на успешное взаимодействие возрастают, когда люди взаимно учитывают интересы других. В таком случае не важно родственники вы, друзья или просто знакомые. Мы с братьями, наверное, даже больше друзья, чем родственники
На старте проекта у вас не было сомнений по поводу того, как придется вместе работать?
Максим: Важно правильно выбрать партнера в бизнесе, потому что вам придется быть вместе при любых обстоятельствах – это как семейная жизнь в какой-то мере. Я уже начинал бизнес с партнерами и знаю, что на начальном этапе небо кажется безоблачным, а в дальнейшем приходится сталкиваться с разными ситуациями. С Андреем мы уже давно работаем вместе, поэтому половина вопроса была для меня решена. А Иван неконфликтный, дипломатичный человек, поэтому я взвесил все «за» и «против», и решил, что мне по пути с Андреем и с Иваном.
Как вы распределяете обязанности между собой, у каждого свои задачи, или решаете все организационные вопросы вместе?
Иван: Мы просто собираемся вечерами и составляем список дел, которые необходимо выполнить. Каждый берет на себя те задачи, которые сможет оперативно выполнить. Сейчас думаем, что всё-таки один из нас должен быть ответственным, чтобы последнее слово было за этим человеком. Таким образом, можно было бы контролировать и распределение задач.
Что бы вы могли посоветовать тем, кто думает начать совместное дело и вести бизнес с родственниками? Как сохранить отношения и избежать ссор?
Максим: Если посторонние люди соберутся и решат завести совместный бизнес, то им придется столкнуться с сомнениями и недоверием – они друг друга не знают, и не могут принять взвешенное решение, предвидеть поведение незнакомых людей. А когда человек всегда был у вас на виду – не важно, друг это или родственник – априори можно безоговорочно доверять. Доверие экономит ваше время и силы. Вы знаете, что ваш партнер надежен, и что вас всегда могут поддержать.
Иван: Если в семье изначально хорошие отношения, то это плюс. Во многих семьях друзья ближе общаются, чем родные. Поэтому в семье происходят конфликтные ситуации.
Андрей: Конфликты возникают, когда кто-то начинает тянуть одеяло на себя. Шансы на успешное взаимодействие возрастают, когда люди взаимно учитывают интересы других. В таком случае не важно родственники вы, друзья или просто знакомые. Мы с братьями, наверное, даже больше друзья, чем родственники.
Фото: Евгений Егоров, Александр Гревцов
и портал Geometria.ru