we-enter
18:05 / 21 Май 2013

Правила бизнеса и жизни Джоан Роулинг

Правила бизнеса и жизни Джоан Роулинг

Всемирно известная писательница о таланте, богатстве, ответственности и неудачах

we-enter

Автор серии романов о Гарри Поттере — одна из богатейших женщин Великобритании, которая самостоятельно смогла заработать $1 млрд и занимает 78-е место в списке Forbes самых влиятельных женщин мира. В 2012 году книги ее поттеровской серии стали доступны в электронном виде в магазине Pottermore, большую часть выручки которого получает сама Роулинг, не переуступившая издателям права на электронные продажи. Она пока единственная из писателей, кто так поступил. В том же году она впервые опубликовала книгу для взрослых «Случайная вакансия». Первому изданию первой из книг «поттерианы» «Гарри Поттер и философский камень», выпущенной в 1997 году, исполнилось уже 15 лет. Книги того издания, выпущенные в твердом переплете тиражом всего 500 экземпляров, сейчас продаются по цене более чем $30 000. 

Успех «Гарри Поттера» дал мне свободу. Я могу оплачивать все счета, и мне не надо ничего никому доказывать.

Я очень люблю писать. Проблема в том, что «Гарри Поттер» влечет за собой столько бизнес-обязанностей, что у меня все меньше времени остается на то, чтобы писать.

У нас все меньше сочувствия друг к другу. Вместо этого мы судим тех, кого нам вовсе не следует судить, поскольку мы их мало знаем. …Я думаю, что отсутствие сочувствия — причина многих проблем, это разрушает наше общество. В Великобритании постоянно снижается желание быть по-настоящему щедрым, и я имею в виду не деньги, а дружбу и симпатию к другим.

Проблемы возникают в тот момент, когда нарушается коммуникация. Это по моему опыту. Самое важное и самое трудное — это выслушать то, что вам совсем не хочется слушать.

Я живу очень просто, мою жизнь даже можно назвать скучной — именно это мне и нравится. Я люблю готовить, я люблю сидеть дома с двумя моими младшими детьми. Никто из тех, кто со мной знаком, не знает меня как Дж. К. Роулинг — в частной жизни я ношу фамилию мужа. Я становлюсь Дж. К. Роулинг, когда надеваю гламурное платье и иду на премьеру фильма или на открытие Олимпийских игр.

Самое приятное — это когда девушка 21 года подходит ко мне (так было недавно) и говорит: «Вы — это мое детство, можно я вас обниму?»

А самое неприятное — это внезапно обрушившаяся на меня сокрушительная слава. Я была к этому не готова. Это был шок. Сейчас я научилась с этим справляться, потому что у меня есть поддержка.

Я никогда не ставила перед собой цель разбогатеть. Много лет назад я получила письмо от какой-то организации — кажется, из Америки, — которая хотела объявить меня предпринимателем года. Я ответила, что, к сожалению, вынуждена от этого звания отказаться, поскольку маловероятно, что я когда-нибудь заработаю много денег. Это никогда не входило в мои планы. Я просто написала книгу и думала, что это хорошая книга. Вот и все.

Когда я подписала американский контракт на «Гарри Поттера», я в одночасье разбогатела. На меня обрушилось цунами денежных просьб, и я была буквально ими раздавлена. Я почувствовала ответственность <…> и в то же время панику, когда пришло время распределять деньги. Я раздавала деньги направо и налево, что в конечном счете никому не принесло пользы.

Потом я основала фонд, и у меня есть трасты. Мы коллективно принимаем решение о том, как тратить деньги, и мы проверяем, что деньги дошли до людей. И конечно, все это сильно меня изменило.

Меня тревожит, что люди думают, будто успех — а в нашем обществе богатство считается успехом — позволяет забыть, какая была у тебя жизнь раньше.

Когда у тебя нет денег, ты теряешь свою индивидуальность, и я испытала это на собственном опыте.

Я уверена, что такого успеха, как с «Гарри Поттером», у меня больше не будет, сколько бы книг я ни написала и какие бы они ни были.

Мое представление о том, что такое знаменитый писатель? Знаете, здесь был некоторый разрыв с реальностью, как это часто со мной происходит. Я представляла, что знаменитая писательница — это как Джейн Остин. Ты сидишь себе дома, твои книжки становятся известными, и ты время от времени переписываешься с секретарем принца Уэльского.

У меня широкие плечи, я все выдержу! Но когда кончится серия [книг о Гарри Поттере], мне бы хотелось получить передышку для нормальной жизни, чтобы перестать все время публиковаться.

Моя сила как писателя в том, что я обычно понимаю, где именно я сфальшивила, и [до «Гарри Поттера»] я знала, что я еще не готова ничего публиковать.

Мне так легко представлять себя 11-летним ребенком. Меня часто спрашивают: вам дети что-то подсказывают, вы спрашиваете у детей, что им интересно? Нет. Я просто очень хорошо помню себя в детстве.

Насколько я себя помню, я всегда хотела быть писателем. Свою первую книжку я написала в 6 лет. Она была про кролика по имени Кролик. С тех пор я все время пишу.

Почему я продолжаю писать? Потому что мне это занятие очень нравится.

Если бы у меня спросили мой рецепт счастья, то первым шагом я бы назвала выяснение того, что тебе больше всего нравится делать, а вторым — поиск кого-нибудь, кто бы мог тебе за это платить. Мне очень повезло, что мое писательство приносит еще и деньги.

Если ты хочешь знать, что это за человек, посмотри, как он обращается не с тем, кто ему равен, а с тем, кто ниже его.

Поставить себе достижимую цель — это первый шаг к самоусовершенствованию.

Чрезвычайно важно как можно больше читать (это мой случай). Это дает понимание того, что такое хорошее письмо, а также расширяет словарный запас.

Нельзя зацикливаться на мечтах и пренебрегать жизнью.

Жизнь невозможна без неудач. Если только не жить так осторожно, как будто ты и вовсе не живешь, — но ведь это тоже неудача!

«Гарри Поттер» вернул мне самоуважение.

Как только у тебя появляется больше самого необходимого, на тебя ложится моральная ответственность. Тут надо поступить мудро, проявить ум и рассудительность.

На нуждающихся часто смотрят как на гомогенную массу, нечто вроде каши. Мысль, что они тоже индивидуальны и попали в такое положение по очень разным причинам, как-то не приходит людям в голову.

Я плачу высокие налоги, и мне кажется, что одна из причин, почему я здесь, а не в Монако, в том, что моя страна мне очень помогла.

Мне бы хотелось, чтобы обо мне вспоминали как о человеке, который нашел самое лучшее употребление своему таланту.

Я горжусь тем, что я сделала. Очень горжусь.


Текст: Александр Ильин-Томич

Фото: bukabench.com

we-enter