— Не взваливайте на своих детей тяжкую ношу незаслуженного богатства: это может «парализовать» их, отбить у них охоту много трудиться и добиваться собственного успеха в жизни.
Дональд Трамп,
президент США
— Я хочу оставить своим детям столько, чтобы они чувствовали, что могут делать всё, что хотят, но не столько, чтобы они чувствовали, что могут ничего не делать.
Уоррен Баффет,
предприниматель, инвестор
— Это не принесет им пользу, так что по всем основаниям, включая и стремление к справедливости и заботу об эффективности системы, они [деньги] должны вернуться в общество.
Билл Гейтс,
предприниматель и общественный деятель
(О том, почему он не оставляет своим детям большое наследство. — Прим. ред.)
— Я считаю, что родственников в свою компанию тащить не надо – надо тащить специалистов.
Олег Дерипаска,
президент Объединенной компании «Русал»
— У нас есть особое правило – управлять брендом может не больше трех человек в поколении.
Анжелика Висконти,
региональный директор Salvatore Ferragamo S.p.A.
— Проблема преемственности бизнеса в любой точке мира возникает из того факта, что не все законные наследники подходят для этого.
Амансио Ортега,
основатель холдинга Inditex
— Переданный по наследству миллион позволяет человеку получить хорошее образование, устроиться на работу спокойно, без спешки, и себя реализовать. Переданный миллиард его убивает, лишает смысла жизни.
Владимир Потанин,
предприниматель, управленец и политик
— Те, кто окончил Оксфорд, необязательно успешные и богатые, они просто очень умные. С другой стороны, чтобы быть хорошим бизнесменом, необязательно оканчивать Оксфорд. Я благодарен родителям за то, что они дали мне лучшее в мире образование, всегда знал, что вернусь в Россию и буду работать в семейном бизнесе.
Саид Гуцериев,
член совета директоров группы «Сафмар»,
генеральный директор НК «Фортеинвест»
— В России никогда не будет семейного бизнеса, потому что здесь нет соответствующего права, сложившейся культуры, у нас не любят богатых людей. У нас всё по-другому. У нас на семейный бизнес смотрят как на мафиозный клан.
Михаил Гуцериев,
председатель совета директоров группы «Сафмар»,
председатель совета директоров НК «Русснефть»
— Если просто оставить детям деньги – принесут ли они счастье? Мне маленький сын – Аркадий – говорит: папа, когда я вырасту, подаришь мне свою спортивную машину? Я говорю: нет, не подарю. Ты купишь себе машину сам. Ты заработаешь.
Аркадий Ротенберг,
председатель правления Федерации хоккея России,
генеральный директор фонда «СКД «Явара-Нева»
— У нас не было общего дела, в котором бы каждый начал перетягивать одеяло на себя. Благодаря этому нам удалось не рассориться из-за бизнеса.
Дэвид Рокфеллер-младший,
председатель компании Rockefeller & Co
— Я плохо отношусь к семейному бизнесу. Мои дети у нас точно работать не будут. Это сто процентов, у них своя жизнь. И надо жить своей жизнью, а вот эта модель, когда вы изначально навязываете ребенку тот факт, что он должен командовать этим заводом, этим банком, – она неправильная. Он, может, хочет быть модным фотографом или в футбол играть.
Пётр Авен,
председатель совета директоров «Альфа-Банка»
— Я не любитель давать публичные обещания такого рода, но могу сказать, что принял решение: мое состояние пойдет на благотворительность. Худшее, что я мог бы сделать для своих детей, – это передать им крупную сумму денег.
Михаил Фридман,
основатель «Альфа-Групп»
— О себе могу сказать четко и определенно: если понадобится, завтра же передам всё государству. Или на благотворительность. Лишь бы пошло на пользу.
Геннадий Тимченко,
владелец частной инвестиционной группы Volga Group
— Это уже оформлено на бумаге, в том числе в моем завещании, что пакет (принадлежащий Алекперову. – Прим. ред.) не может быть разделен или раздроблен, потому что я, конечно, переживаю за будущее компании «ЛУКОЙЛ». Достаточно большой отрезок времени посвятил тому, чтобы компания развивалась. Я не допускаю мысли, что наследники смогут распылить этот пакет акций, что приведет к каким-то непредсказуемым действиям.
Вагит Алекперов,
президент и крупнейший акционер «ЛУКОЙЛа»
— Научить уже сложившегося человека быть предпринимателем нельзя. Но можно подготовить его к предпринимательству с детства.
Сергей Галицкий,
основатель и совладелец розничной сети «Магнит»,
президент и владелец футбольного клуба «Краснодар»
*источник: журнал tmn №39 (октябрь 2019)